37-летний Сергей Магнитский скончался 16 ноября в больнице следственного изолятора “Матросская Тишина”. ФСИН утверждала, что жалоб на здоровье от него не поступало. Родственники и адвокаты, однако, опубликовали дневники Магнитского, из которых следует, что он страдал хроническим заболеванием, но не получал в СИЗО медицинской помощи.
Магнитского арестовали год назад за участие в уклонении от уплаты налогов. Преступление не тяжкое, он вполне мог находиться на свободе, пока шло расследование. Но следствие, по-видимому, хотело получить от него показания, которых можно было добиться только прессингом. Для этого его и закрыли в СИЗО — поэтому его там не лечили, а мучили, рассчитывая, что боль и страх за свое здоровье заставят говорить то, что нужно следствию.
До ареста он был здоровым человеком. Через несколько месяцев содержания в “Матросской Тишине” врачи поставили диагноз — холецистит. Магнитского перевели в Бутырку, там болезнь обострилась. Он умолял о помощи, писал заявления, их “теряли”, ему становилось все хуже, тюремное начальство обещало перевести обратно в “Матросскую Тишину”, в больницу, но тянуло три недели — то нет транспорта, то нет сопровождения. Когда он, наконец, оказался в лазарете, было поздно.
Родным объявили, что он умер от сердечной недостаточности. Они считают, что смерть наступила в результате кровоизлияния в ткань поджелудочной железы. Повторное судебно-медицинское исследование родственникам делать не разрешили. Следственный отдел по Преображенскому району СКП отказался выдать разрешение, стремясь, очевидно, скрыть истинную причину смерти.
За минувшую неделю эта кошмарная история стала достоянием общественности. О Магнитском пишут и говорят не только российские, но иностранные издания. Если человек скончался в СИЗО потому, что его не лечили — это даже не скандал. Это преступление.
Президент, надо сказать, частенько дает указания “силовикам” и прокурорским работникам делать то, что они и так обязаны делать.
За последние два года он дал указание прокуратуре, МВД и ФСБ расследовать массовое отравление детей на Ставрополье, пожар в доме престарелых в Коми, обстоятельства гибели миротворцев в Южной Осетии, покушение на президента Ингушетии и убийство министра внутренних дел Дагестана.
Теперь пошло указание по Магнитскому.
Лучше бы он дал указание отправить в отставку тех, кто еще на прошлой неделе должен был возбудить дело по факту его гибели. Это было бы логичнее, чем давать им указание выполнять свои прямые обязанности.