Почти сразу они разошлись по принципиальным вопросам, конфликт тянулся лет пять и после пекинской Олимпиады окончательно перешел в необратимую стадию.
Пару недель назад Путин его разрулил.
Имеем результат. Тягачев остался. Мутко остался. Фетисов — ушел.
В моем компьютере есть программа проверки орфографии. Слова, которые написаны, по ее мнению, с ошибками, она подчеркивает красным.
Слова “Мутко” и “Тягачев” эта программа подчеркивает без колебаний. Ей они неизвестны, поэтому она считает их ошибочными. А слово “Фетисов” — не подчеркивает. Здесь ошибки нет. Фетисов занесен в ее базу данных, потому что он великий спортсмен, его знает весь мир, он вошел в историю спорта, и свитер с номером 2 и фамилией FETISOV всегда будет висеть в Зале хоккейной славы в Торонто, и никто никогда его оттуда не снимет и не уберет — в отличие от самого Фетисова, которого убрали легко и непринужденно, как ненужную в хозяйстве вещь.
Кадровая политика Путина — образец непредсказуемости.
Премьер-министр не может доверить развитие спорта профессионалу с большой буквы, которого уважает за его заслуги весь спортивный мир. Поэтому он доверяет спорт товарищу Мутко (бывшему заместителю мэра Собчака по социальным вопросам) и товарищу Тягачеву (владельцу подмосковного горнолыжного курорта).
Почему именно им?
Вот это мне совершенно непонятно.
Ведь есть множество других замечательных кандидатур. Олег Митволь, например. Природу он уже сохранил и теперь мог бы прекрасно развить спорт. Геннадий Онищенко, главный санитарный врач, тоже наверняка справился бы. Энергичный, инициативный человек, регулярно делает себе прививки от гриппа. Еще есть представитель в ООН Виталий Чуркин, отлично проявивший себя во время войны с Грузией. Есть Дмитрий Рогозин, Слава Зайцев, Элла Памфилова, лучший менеджер всех времен и народов Чубайс, есть, наконец, Михаил Зурабов, который сейчас уже, наверное, отдохнул... Все они и многие другие справились бы со спортом не хуже путинских назначенцев. Так почему же выбрали не их?
* * *
Вячеслав Фетисов, наверное, так и не вернулся бы в Россию, если бы его не уговорил Путин еще в самом начале своего президентства. Но он уговорил, и Фетисов вернулся, чтобы помочь возрождающейся Родине и водрузить наше знамя на вершине спортивной славы.
Возвращение специалистов — модная тема. И Путин, и Медведев постоянно их призывают вернуться. Ученые, врачи, тренеры, программисты, уехавшие за рубеж! Все приезжайте обратно, Родина-мать зовет! Мы дадим вам хорошие квартиры и высокие зарплаты, довольно мыкаться на чужбине, ваши мозги и руки нужны России!
Услышав про такие дела, я позвонила подруге, которая уже лет пятнадцать работает в знаменитом американском университете — завлабораторией, исследования в области генетики, стволовые клетки, короче, как раз специалист высокого уровня. Хватит, говорю, мыкаться на чужбине, возвращайся. Дадут квартиру и зарплату. Она говорит, это здорово, но смогу ли я там работать? Мне ведь как честному человеку надо отрабатывать свою зарплату. Будет ли такая возможность?
Оказывается, она общается с коллегами из московского института, где работала раньше. Так у них там — выжженная земля. Ни препаратов, ни лаборантов, ни мышей, ни идей. Деньги, которые вроде бы стали выделять на науку, до научных сотрудников не доходят, все растаскивают боссы. Научные сотрудники приходят на два часа кофе попить, вот вся их научная деятельность.
Я сказала, что да, обстановку она, в целом, описывает верно. Но наше государство никогда не бросает специалистов, вернувшихся на родину, в беде. Им не дают работать по специальности — это правда. Но зато их пристраивают сенаторами. Или советниками краевой администрации. Или берут консультантами к себе в банк. Поэтому она может не волноваться, хорошему специалисту всегда найдется хорошая должность в родной стране.
* * *
Когда у нас кого-то просто обманывают — люди говорят, что этого человека кинули. Когда обманывают ошеломляюще круто — говорят, что человека швырнули.
Мне кажется, что Фетисова именно швырнули. Кто теперь сюда поедет, какой хороший специалист?
Но, честно сказать, они и не нужны здесь. То есть нужны, но в основном для украшения, как арабские скакуны чистых кровей в конюшне шейха. А в реальной жизни их никуда и не приспособишь — там все занято.
В реальной жизни нужен не профессионализм, а связи. Нужно быть членом команды. Только не хоккейной, конечно.