“Москва — столица “Единой России” — на прошедших выборах этот придуманный “медвежьими” политтехнологами красивый лозунг доказал свою полную несостоятельность. Москва вошла в пятерку российских территорий с наименьшим количеством поклонников ВВП. А малая родина президента — Санкт-Петербург — и вовсе заняла в этом рейтинге второе место.
На первый взгляд подобные результаты могут показаться предельно странными. Если исключить нефтегазоносные автономные округа, то именно жители двух столиц больше всего ощутили “золотой дождь”, который обрушился на Россию в период правления ВВП. Например, за 7 последних лет средняя зарплата в Москве выросла с 4400 рублей до 28 000 “деревянных”. В Санкт-Петербурге этот же показатель вырос с 2600 до 15 000 рублей. Ну а рост средней зарплаты по стране был гораздо скромнее: с 2400 рублей она увеличилась до уровня в 11 600 рублей.
В реальности такие результаты были абсолютно ожидаемы. Точно такой же феномен был продемонстрирован и в Казахстане во время недавних парламентских выборов. Именно две столицы страны — Астана и Алма-Ата — больше всего выиграли от реформ эпохи Назарбаева. Но именно в этих хорошеющих на глазах мегаполисах за партию Нурсултана Абишевича проголосовало наименьшее количество избирателей.
В чем же разгадка? Чтобы ее найти, не нужно быть Соломоном. Чем больше и развитее территория, тем менее эффективен в ней административный ресурс. В патриархальной сельской местности или маленьком городке указания начальства о “правильной” графе бюллетеня часто воспринимаются с неприкрытым уважением. В больших городах люди уже более “дерзкие”.
Кроме того, чем развитее территория, тем серьезнее ее население воспринимает выборы. Например, на нашем Северном Кавказе все разговоры о “свободном выборе” в глазах граждан являются полной блажью. Поэтому и руки начальства абсолютно развязаны. Именно в этом, скорее всего, и заключается причина такой пламенной любви к “Единой России” со стороны чеченцев и ингушей.