Отец Дорофей, настоятель Ново-Афонского монастыря присутствовал вчера на Народном сходе и стоял там до конца, пока люди не пошли к Президентскому дворцу. После этого он вернулся монастырь и написал на своей странице в соцсети:
«Когда народ направился в сторону Президентского дворца, я демонстративно остался на своем месте на Театральной площади. Почему? Потому что, прежде всего, если граждан зовут на Народный сход, им говорят, что протест должен быть в рамках Конституционного строя, и не ставят в известность о том, что есть план «Б», в этом случае использовать себя как гражданина - я не позволю!
Все что я написал выше, я сразу же высказал людям, стоявшим рядом со мной на этой Площади и некоторым организаторам Схода, попрощался и уехал в Новый Афон. Дальнейшие события всем вам хорошо известны...»
Мы дозвонились до настоятеля...
- Отец Дорофей, а как сход собрался?
- У абхазов всегда существовала такая форма как Народный сход. Он собирался в самые тяжелые моменты, когда это касалось наиболее серьезных вопросов, защиты родины, будущего. Самое удивительно, что мы смогли это реализовывать и в советское время. И сейчас для нас это традиционная форма решения политических вопросов.
До схода в обществе идет обсуждение. Очерчивают некоторые вопросы, которые вызывают интерес и беспокоят людей. Разумеется, за время правления нынешнего президента накопились вопросы и претензии. Вчера это было высказано вслух, но не значит, что это не обсуждалось.
- То есть ситуацию в стране сегодня можно назвать «тяжелым моментом»?
- История говорит нам следующее. Княжество Абхазия то исчезало, то возрождалось, то исчезало. Сегодня Абхазское государство существует всего 20 лет. Для нас самый главный вопрос - его сохранение и обеспечение длительности его жизни. Может и с кровью и с трудностями создавалось оно раньше, но мы видим, что иногда его легче создать, чем потом сохранить.
Существование нашего государства - это условие сохранения языка, культуры, народа. Никто не хочет терять идентичность. Стать безликими. Это вполне разумная постановка вопроса. И надо внутри решать эти вопросы, а не искать помощи снаружи. Так что сегодня гораздо острее стоит этот вопрос, чем когда либо. Надо учитывать историю. Не повторять ошибок.
- А какое конкретно отношение имеет ваш президент к потере идентичности?
- Сохранение языка, культуры, своеобразия связано с тем, что в стране должно быть условие, когда люди будут на своем языке говорить. Но внутри Абхазии культура и язык не поддерживаются. Это связано с малочисленностью народа, с демографией. Нет программ образования. Происходит социальное расслоение на очень богатых и бедных. Вести за собой людей и говорить, что мы должны быть нищими ради идеи — никто долго не согласится. Поэтому люди и хотят, когда идет речь об экономической помощи, чтобы было понимание — кому нужно помочь и как.
...К сожалению, во всем мире люди приходят к власти обогатиться либо защитить свои интересы и то, что имеют. И часто люди голосуют, а ничего не меняется. И это вчера звучало.
- А с какими именно вопросами вчера пришли люди?
- Было два вопроса, которые всех волнуют. Первый будущее страны, в каком статусе она им будет. И второй — экономический. Люди устали о войны и имеют страшные последствия от нее. Не могут себя реализовать. Учиться. Я из крестьянского сословия, и многое вижу. Сегодня лучше, чем было 10 лет назад, но все равно очень много надо исправлять, налаживать..
- В российских СМИ пишут, что на сходе говорилось о недостаточности интеграции с России.
- Об этом говорил всего один человек. Я там до конца стоял.
- Чем закончился сход в итоге? Хоть какие-то вопросы были решены?
- Оказалось, что есть такие политики, которые зовут людей на сход, а потом выясняется, что у них есть план «Б», и они решили использовать людей. Но народ, когда почувствует, что его использовали, не простит. Мудрости и дальновидности хватает.
Так что сейчас нужно понять ситуацию. Сейчас — пауза. И сегодня будет второй сход - в районе Сухумской площади.
А вот что Отец Дорофей написал в соцсети о президенте Анквабе, который не вышел к людям во вторник: «Президент страны не имеет права обеспечивать порядок и защиту государственных зданий с помощью «своих сторонников». На это у него есть правоохранительные органы страны.
Ответ Президента, что он не может выйти к народу, поскольку это не одобряется «его сторонниками», был большой ошибкой. Ибо он не кандидат в Президенты, и не президент корпоративной организации, а действующий Президент и тех кто стоял вокруг Президентского дворца, и тех кто стоял на Театральной площади.
Если Президент страны не может выйти к людям, пусть их будет и сто человек, это означает, что реально его легитимность находится под вопросом и сфера его влияния ограничивается стенами кабинета....»
Анастасия Кузина
27 мая, в Успенском соборе села Лыхны был совершен молебен о мире и согласии в республике Абхазия. Молебен совершил исполняющий обязанности управляющего Абхазской православной церкви иерей Виссарион Аплиаа. Отец Виссарион пользуется заслуженным уважением не только своих прихожан, но с его мнением считаются и высокопоставленные политики. Вот о чем рассказал «МК» отец Виссарион.
"Во вторник вечером я посетил действующего президента Абхазии. Считаю, что слухи, широко распространяемые в СМИ, не совсем соответствуют действительности. Идет переговорный процесс. Пусть не всегда ровно, но очень важно, что президент прекрасно понимает - необходимы перемены в республике. А поскольку он это понимает, то внимательно прислушивается к требованиям оппозиции.
Я думаю, что и на этот раз возникшее непонимание будет разрешено без пролития крови. Абхазы народ горячий, южный, но в то же время разумный. Скорее всего необходимый компромисс между правящей элитой и оппозицией будет найден."
Молебен о даровании Абхазии мира был совершен и в сухумском Благовещенском кафедральном соборе священником Александром Яблоковым. По окончании молебна отец Александр призвал всех прихожан усердно молиться Богу о мире и благоденствии Абхазии, умножении любви и крепости православной веры в людях.
Сергей Бычков