Интересно, что разлетевшаяся по всему миру сказка изначально была написана в 1900 году Фрэнком Баумом как политический памфлет. То было время противостояния сторонников серебряного стандарта доллара (серебряные туфельки Элли) и золотого стандарта (брошенные под ноги горожан золотые слитки, которые сквозь зеленые очки виделись обычными желтыми кирпичами). И волшебник Гудвин, и команда Элли — Железный Дровосек, Страшила и Трусливый Лев — были легко узнаваемыми шаржами на известных политиков той поры. Но главное — автор сказки-предвидения уже тогда понимал, что процветание Изумрудного города и власть правителя держались на зеленых очках. Сквозь призму доллара искажалась реальность, естественные вещи становились «изумрудными».
Этот политический памфлет актуален и сегодня. Только магия зеленых очков подходит к концу. «Великому и ужасному» осмеливается хамить провинциальный комик. Обидные слова произносит малоизвестная дама из захолустного царства-государства. Вчерашние покорные вассалы составляют планы мести. Еще опаснее то, что доллар выходит из обращения, его могущество могут окончательно подорвать введенные самоубийственные пошлины на товары сразу всех соседей Изумрудного города.
Что уж говорить о Москве и Пекине, где окончательно сняли зеленые очки. В нынешний переломный момент истории там правят не временщики, а настоящие вожди. По мере укрепления тандема Путин — Си Цзиньпин все последние годы разворачивалось вытеснение доллара из двусторонней торговли. Переход на расчеты в национальных валютах стал лейтмотивом встреч руководителей стран — членов ШОС и БРИКС. Дальновидность этой стратегии стала очевидной после введения калечащих пошлин 2 апреля. Теперь можно ожидать существенного сокращения доли доллара в мировой торговле.
Видя скукоживание своего всевластия, «Изумрудный город» не сидел сложа руки. Против России и Китая вводились все новые санкции, им объявили геополитическую и геоэкономическую войну. Сформировались два фронта. Нависший над Россией Западный фронт протянулся через весь европейский континент — от Финляндии до Турции. Антикитайский Восточный фронт состоит из «расплывающихся чернильных пятен» военных соглашений и стратегических баз от Японии до Австралии через Южную Корею, Тайвань, Филиппины. На Западном фронте удалось спровоцировать полномасштабную войну, превратив власти Украины в коллективного смертника-камикадзе. На Восточном фронте была совершена провокация, рассчитанная на повторение украинского сценария, — на Тайвань в нарушение пекинских «красных линий» приехала Нэнси Пелоси, занимавшая третью позицию в иерархии американского руководства. Начало специальной военной операции (февраль 2022 года) отделяло от приезда в Тайбэй Пелоси всего несколько месяцев (август 2022 года).
В таких условиях 20–22 марта 2023 года состоялся визит Председателя Си Цзиньпина в Россию. Это была его первая зарубежная поездка после завершения ХХ съезда КПК (октябрь 2022-го), продлившего еще на 5 лет полномочия Генерального секретаря ЦК КПК, а также после сессии парламента (ВСНП) в марте 2023 года, снова утвердившей Си Цзиньпина на посту Председателя КНР. Владимир Путин и Си Цзиньпин беседовали четыре с половиной часа с глазу на глаз. Еще три с половиной — в присутствии министров и помощников. Контур диалога был отражен в политическом заявлении и экономическом соглашении. Но в историю войдет формулировка, изложенная Си Цзиньпином во время прощания на ступенях Большого Кремлевского дворца. Пожимая руку Путину, он заявил: «Сейчас в мире происходят грандиозные перемены, каких не было сто лет. Мы с Вами движем эти перемены». Путин ответил коротко и ясно: «Согласен».
Стоит вспомнить, что март 2023-го был не самым успешным временем на фронте. Промышленность тоже еще не обрела «второго дыхания». Травля России нарастала в мировом информационном пространстве. У Китая тоже хватало проблем. Спровоцировать начало войны на Тайване не удалось. Но сепаратисты получали все больше оружия, вдоль берегов Поднебесной создавались новые военные блоки, обновлялись действующие. Экономика КНР находилась в ситуации трудного восстановления после пандемии ковида и сокращения спроса на мировых рынках.
Преодолевая эти реальные трудности и глухое бормотание части элит, сформировавшиеся за десятилетия подражания Америке, оба президента делали все возможное для сохранения и укрепления взаимодействия. Американцы не запугали Пекин обещаниями применить калечащие санкции в случае экономической поддержки Москвы. Именно в 2023 году объем официальной торговли достиг 240 миллиардов долларов, а в 2024-м сохранился на том же небывалом уровне. Очевидно, политическое решение Си Цзиньпина преодолело страхи чиновников, банкиров, а также производителей необходимой нам продукции и покупателей наших товаров. В свою очередь, неподконтрольные США транспортные коридоры по территории России, в том числе перспективы Северного морского пути, доказывали нереальность планов морской блокады КНР. Русские стратегические бомбардировщики в едином строю с китайскими совершали «патрулирование» районов вблизи американских баз в Японии и Южной Корее, приближались к Аляске. Такое же «патрулирование» происходило и на море.
Продуктивные встречи последних лет в Пекине, Москве и Казани показали беспочвенность надежд ослабить связку России и Китая. Два вождя продолжали вместе «двигать перемены в мире». Стойкость, честность и уверенность в надежности партнера дали свои плоды.
Действительно, на наших глазах происходят те самые «грандиозные перемены, каких не было сто лет». Ледяной панцирь глобальной «холодной войны» дал первые трещины. Все началось на Западном фронте: успехи наших войск, «второе дыхание» нашей экономики, крепость всенародной поддержки убедили дальновидных политиков США в непродуктивности бодания с Кремлевской стеной. Свою роль сыграл Восточный фронт, ставший тылом нашего противостояния коллективному Западу. Понимание мощи Поднебесной отразилось в словах и документах новой администрации США, определившей ее как первостепенную, экзистенциональную угрозу.
Но сейчас главные усилия «Изумрудного города» сосредоточились на России. Именно за ее счет Дональд Трамп надеется добиться самого впечатляющего из заготовленных чудес — мирного соглашения по Украине. Одновременно делается ставка на разъединение России и Китая, на раскочегаривание никогда не угасавших взаимных подозрений и ревности в элитах двух стран. Используются, вольно или невольно для них самих, плохо информированные, но очень активные «босоногие китаисты». По аналогии с «босоногими врачами» времен «культурной революции» я так называю самозваных экспертов, которые, как хунвэйбины с «красной книжечкой Председателя Мао» в руках, брались лечить все болезни и даже делали полостные операции. «Босоногие китаисты» в поисках сенсаций выдумывают небылицы или транслируют придумки западных центров и изданий сбежавших из Китая сектантов и сепаратистов.
В самом Китае хватает «босоногих русистов». В социальных сетях сейчас распространяется версия «Никсон наоборот». Она даже была упомянута министром иностранных дел КНР Ван И во время недавнего визита в Москву. Сформулированная на Западе версия обыгрывает возможность разворота Кремля к Белому дому подобно тому, как в 1972 году Пекин развернулся спиной к «старшему брату», пойдя на встречу Председателя Мао Цзэдуна с Президентом Ричардом Никсоном. Подхватившие эту версию, очевидно, считают, что у Москвы есть право на ответное предательство. При этом «босоногие» не берут в расчет характер нашего президента, прошедший проверку в самых острых ситуациях минувших лет, в том числе и в сложные для Си Цзиньпина моменты. Но главное, не учитывается несовместимость концепции «Никсон наоборот» ни с опытом последних лет, ни с долгосрочными интересами России и Китая.
Вместе нам комфортно наблюдать за фокусами «великого и ужасного» волшебника Изумрудного города. Вместе мы можем спокойно наблюдать за «грандиозными переменами в мире». Только вместе мы можем «двигать перемены», а не становиться персонажами в чужой сказке.