- После распада СССР Украине достались четыре действующие атомные станции: Южно-Украинская, Ровенская, Хмельницкая и Запорожская. Запорожская АЭС уже три года находится под контролем России. Вы были первым экспертом, кто еще в декабре 2024 года публично заявил, что Трамп на переговорах может потребовать контроль над Запорожской АЭС. Теперь это обсуждается публично. Кроме того, Трамп обсуждает с Зеленским возможность передачи остальных украинских атомных станций под контроль США. В чем здесь интерес Трампа?
- Для того, чтобы понять мотивы Трампа, надо мысленно вернуться к 18 февраля 1993 года, когда в Вашингтоне между РФ и США было заключено межправительственное соглашение ВОУ-НОУ (высокообогащённый уран — низкообогащённый уран). По этому соглашению, РФ обязалась переработать не менее 500 тонн оружейного урана, извлеченного из снятых с вооружения советских боеголовок, в низкообогащенный уран, который в качестве топлива для американских АЭС поставлялся в США. Договоренности были достигнуты вице-президентом США Альбертом Гором и премьер-министром РФ Виктором Черномырдиным. Разумеется, они действовали в соответствии с поручениями своих президентов – Бориса Ельцина и Билла Клинтона. Сделка ВОУ-НОУ, кто бы что ни говорил, была явной формой разоружения РФ, которая фактически таким образом платила США контрибуции. Высокообогащенный уран - это уран, с которым проведена работа по доведению концентрации 235-го изотопа до 90%. Такой уран является достоянием цивилизации. Его разбавлять нет никакого смысла, потому что именно высокообогащенный уран когда-нибудь потребуется для решения космических или каких-либо иных сложных задач. Его можно хранить долго и достаточно безопасно. Однако, поскольку этот уран в СССР использовался для производства ядерного оружия, было принято решение, как говорили наши враги на своем жаргоне, «вырвать ядовитое жало».
Второе обстоятельство – это цена, по которой США купили у нас уран. Она была смешная уже в момент заключения соглашения. Еще более смешной она стала в нулевые годы. В 2013 году, через 20 лет, когда эта сделка завершалась, американские нефтяники высказывали претензии по поводу демпинговой цены российского урана. В США проводились антидемпинговые расследования, которые, к сожалению, ни к чему не привели.
- Тем не менее в 2013 году 20-летний контракт был завершен.
- Когда соглашение ВОУ-НОУ закончилось, были заключены новые 10-летние контракты, которые в 2023 году, уже после начала СВО, были продлены. И по сути ничего кардинально не изменилось. РФ, обладая более 40% мощностей по обогащению урана в мире, не воспользовалась своим, по сути, монопольным положением, не обвалила американский рынок, резко повысив цену на уран. Хотя легко могла бы это сделать.
- Украинские АЭС, которые достались этой стране в наследство от Советского Союза, тоже ведь работали на российском уране?
- Да, все эти годы РФ поставляла ядерное топливо на Украину. Однако в период правления Ющенко произошли удивительные вещи. Из российского урана, отправленного нами в США, американцы собрали свои ядерные сборки и загрузили эти сборки в украинские ядерные реакторы.
- Технически такое возможно? Ведь украинские станции построены по советским технологиям и рассчитаны на использование российских топливных сборок. Использование в них американского топлива может создавать угрозу техногенной катастрофы? Нас это касается в первую очередь, ведь мы рядом и в случае чего радиоактивные облака поплывут прямо к нам.
- Я приведу простой пример. Если вы в США являетесь законным владельцем трактора и захотите его отремонтировать самостоятельно, если вы найдете какую-то китайскую деталь, выпущенную без лицензии компании-производителя этого трактора, и ее поставите, то вас как минимум оштрафуют на сумму, равную стоимости вашего трактора. Законодательство США исключает возможность того, что кто-то, обладая лицензией на изготовление ядерного реактора, позволит загрузить в свой реактор какое-то постороннее топливо. Например, если вы попробуете загрузить российскую сборку в американский ядерный реактор AP1000, то даже если она технически подойдет, вам это не будет разрешено в соответствии с американским законодательством. РФ обладает лицензией на производство реакторов, которые стоят на украинских АЭС. Однако на все реакторы ВВЭР-1000, которые есть на Украине, стали поставляться американские «квадратные» сборки. С российским ураном внутри, но под американской юрисдикцией. США начали поставлять Украине ядерное топливо, сделанное из российского урана. Конечно, использование американского топлива в советских ядерных реакторах несет определенные риски. Сейчас это топливо находится и на Запорожской АЭС.
- Оно до сих пор там находится, в зоне боевых действий? Почему его не выгружают, не отправляют куда подальше?
- Здесь есть очень важный момент. Когда ядерное топливо находится в реакторе АЭС, происходит реакция деления, в результате чего, помимо прочего, образуется плутоний, который является ядерным оружейным материалом. Да, его изотопный состав не очень хороший для того, чтобы изготавливать из него ядерное оружие. Но, согласно законодательству США, такой материал является оружейным ядерным материалом. Поэтому, несмотря на то, что купили российский уран и сделали из него ядерное топливо американские частные компании, плутоний, который образовался в украинских реакторах, является собственностью США. На момент начала СВО на территории Украины находилось огромное количество отработанного ядерного топлива, имеющего в своем составе американский плутоний. То есть юридически США уже имели возможность охранять и защищать этот плутоний на территории Украины, в том числе и на площадке Запорожской АЭС. Де-факто такой контроль со стороны МАГАТЭ и осуществлялся.
Когда Запорожская область вошла в состав РФ, а Запорожская АЭС юридически стала российской собственностью, заместитель министра энергетики США направил в Москву письмо, запрещающее российским специалистам как-либо перемещать ядерное топливо на Запорожской АЭС. Поэтому сегодня в остановленных реакторах Запорожской АЭС находится американское ядерное топливо. Кстати, за тем, чтобы там с этим топливом ничего не сделали, следит МАГАТЭ, а вовсе не за тем, что падает на Запорожскую АЭС, как все думают.
- Почему американцы препятствуют выгрузке ядерного топлива на Запорожской АЭС?
- Если достать отработанное ядерное топливо и произвести соответствующие измерения, достаточно сложные, высокопрофессиональные, которые в мире могут делать не больше 50 человек со специальной аппаратурой, то, как я предполагаю, можно будет установить, что киевский режим нарушил Договор о нераспространении ядерного оружия. Либо по договоренности с американцами, либо, не ставя их в известность. То есть как-то модифицировал эти топливные сборки с целью получения плутония, который можно использовать для изготовления ядерного оружия. Другого объяснения, почему американцы не дают выгрузить сборки, нет. Все специалисты, которые сейчас находятся на Запорожской АЭС, аттестованы МАГАТЭ, они могут производить такие работы. Но пока сборки не выгружены, ничего измерить достоверно нельзя. Напоминаю, что президент Путин до начала СВО и 24 февраля 2022 года, начиная СВО, всему миру заявил, что нельзя исключать того, что киевский режим может нарушать Договор о нераспространении и предпринимает усилия по созданию ядерного оружия. Однако поиск возможных доказательств этого сейчас фактически блокируется.
Трамп знает, что контроль РФ над Запорожской АЭС несет определенную угрозу, поскольку может обнаружиться нарушение режима ядерного нераспространения в процессе сотрудничества США и Украины. Поэтому Трамп сначала заявил, что Запорожскую АЭС надо передать под контроль США. А я знал об этой его позиции еще до начала переговоров из своих источников. Но это выглядело бы так, что от Путина требуют уступить американцам имущество РФ. Поэтому, по логике Трампа, единственным способом установить контроль над Запорожской АЭС является установление полного контроля США над всеми ядерными объектами на территории Украины. Напоминаю, что Запорожскую АЭС никто не признает имуществом РФ, и в первую очередь МАГАТЭ. Трамп убеждает Москву, что она должна отдать Запорожскую АЭС, а чтобы ей не было обидно, то пусть и Украина отдает.
- А Россия не может предъявить права на эти АЭС, учитывая, что они сконструированы советскими учеными и построены во времена СССР трудом всего советского народа?
- Здесь мы оказываемся в особой политической ситуации, переносящий нас даже не в 1993-й, а в 1991-й год, ко временам Беловежских соглашений. СССР имел в качестве государственного имущества неделимый ядерно-оружейный комплекс. При этом одни заводы и технологии имели чисто военное предназначение, другие гражданское. Были также предприятия двойного назначения. Любая АЭС «пережигает» уран и попутно с выработкой электроэнергии, используемой в мирных целях, получает плутоний, который может являться материалом для изготовления ядерного оружия. Это позиция МАГАТЭ, которая подтверждается сотнями документов. Плутоний в составе любого отработанного ядерного топлива является ядерным оружейным материалом. В момент подписания Беловежских соглашений должно было быть принято однозначное решение о том, у кого будет находиться ядерное оружие. Естественно, никому в мире не улыбалось, чтобы ядерное оружие оказалось у РФ, Украины, Белоруссии и Казахстана. В тот момент даже на территории стран Варшавского договора еще находилось советское ядерное оружие. Было принято решение, что все ядерное оружие переходит РФ. РФ становится не просто преемником, а продолжателем СССР. При этом не возникала новая государственность, просто менялась форма уже существующего государства. Соответственно, РФ стала единственным государством, которому перешел советский ядерно-оружейный комплекс. Но атомные станции находились в трех республиках: РФ, Украине и Литве. Встал вопрос о том, как над ними будет осуществляться контроль. Игналинская АЭС в Литве в итоге была закрыта по требованию ЕС. На украинские АЭС ядерное топливо поставлялось Россией, отработанное ядерное топливо с плутонием увозилось на территорию РФ. Таким образом, доступ к плутонию украинской стороны исключался. Так было до тех пор, пока США не начали поставлять на Украину свое ядерное топливо, при этом отработанное топливо не вывозилось, а оставалось на украинской территории. Часть российского отработанного топлива тоже стала зависать на Украине. В этот момент Россия должна была запретить все поставки ядерных материалов на Украину, заявить в Совбезе ООН о нарушении режима ядерного нераспространения и т.д. И вот теперь Трамп говорит, что владельцы частных атомных станций в США, которые все эти 30 с лишним лет получали преференции в виде дешевого урана, еще и установят дополнительно контроль над АЭС на Украине. По стоимости активов это, с учетом Запорожской АЭС, приблизительно 15-20 миллиардов долларов. Это приблизительно половина ядерной энергетики РФ и 1/6 ядерной энергетики США. Это очень большие ядерные мощности. Так что это очень негативный для РФ сценарий.
- Юридически передача украинских АЭС США возможна?
- Это будет такое же нарушение, как если бы кто-то захотел приватизировать АЭС в РФ, как это пытались сделать в 90-е годы. На Украине юридически отсутствует возможность передачи атомных станций под контроль иностранного государства. Поэтому с точки зрения законодательства Украины, требования Трампа являются недопустимыми. Это недопустимо и с позиции РФ как продолжателя СССР, а также является по сути сокрытием нарушения режима нераспространения Киевом. Все эти материалы могли бы лечь на стол прокуроров на новом Нюрнбергском процессе, но такой процесс возможен только после победы. Все, конечно, понимают, что она скоро произойдет, но надо еще собраться. А пока не совсем понятно, как с этой ситуацией разбираться.
- Зеленский вроде бы тоже против передачи АЭС США и говорит, что по закону это сделать невозможно.
- Конечно, Зеленский может попытаться сопротивляться. Но в Румынию уже переброшена 101-я воздушно-десантная дивизия США «Кричащие орлы», состоящая из трех бригад. Одна бригада установит контроль над Южно-Украинской АЭС, вторая десантируется в Одессе, взяв под контроль городскую администрацию, штаб украинского флота и порт. Третья возьмет под контроль дорогу от Тирасполя на Кременчуг и железнодорожный узел Балта. Таким образом будут блокированы возможные действия со стороны ВСУ против «союзников». Подчеркиваю, мы рассматриваем сейчас ситуацию чисто теоретически. У США есть юридические основания объявить все ядерные материалы на территории Украины своей собственностью. Будет заявлено, что США обвиняют режим Зеленского в сокрытии информации о состоянии ядерных материалов, принадлежащих Америке, и направляют свои вооруженные силы на объекты, где такие материалы находятся, с целью установления контроля за ними и исключения нарушения режима ядерного нераспространения. Высадка будет осуществляться только в отношении объектов и территорий, подконтрольных киевскому режиму. Суверенитет Украины при этом нарушается, но суверенитет РФ не нарушается никак, если они только на Запорожскую АЭС не десантируются.
- Но Москва ранее заявляла, что любое появление на Украине войск стран НАТО она воспримет как вступление этих стран в войну.
- Допустим, завтра мы узнаем, что на Южно-Украинской АЭС находится эскадрон из 101-й дивизии «Кричащие орлы». Что будет делать Москва? Они же скажут, что зашли туда не воевать с РФ, а защищать свои ядерные материалы от проходимца в Киеве. РФ же не объявит войну США в связи с тем, что они от безумного Зеленского защищают свой плутоний. Американцы нам скажут, что их деятельность на территории Украины не направлена против РФ, она направлена на установление контроля за ядерными материалами, принадлежащими США, с целью исключения нарушения режима ядерного нераспространения. Что США предлагают российским инспекторским группам прибыть на эти объекты с целью ознакомления, как осуществляется контроль. Так что есть два варианта: если Зеленский будет сопротивляться, прилетят десантники. Если он сопротивляться не будет и все подпишет, на эти АЭС приедут американцы, одетые в штатское. Вот и все.
- Остались ли на этих АЭС какие-то наши секретные технологии, утечка которых к американцам нежелательна?
- Нет. Там есть только секретные украинские технологии, которые называются: «Способ скрытой наработки ядерных оружейных материалов, в первую очередь, плутония, при штатной эксплуатации ядерных реакторов ВВЭР-1000».
- Есть ли хороший выход из данной ситуации?
- Я вижу только один выход: надо немедленно выработать встречные предложения по установлению международного контроля за режимом нераспространения на украинских ядерных объектах, основанный на функционале МАГАТЭ. Кроме того, надо решать проблему с кадрами. Заниматься этими вопросами должны люди, которые понимают, что происходит. Просто я уже один раз видел, как рушилась страна. Маленькие кирпичики выпадали каждый день. А потом однажды мы проснулись, а здания нет.