Спасет ли ООН Украину: Незалежная может стать новым Косово

Белый дом отреагировал на предложение Путина: управление на Украине должно соответствовать конституции

Владимир Путин предложил ввести на Украине внешнее управление под эгидой ООН. Этот путь уже проходили Восточный Тимор, Новая Гвинея и бывшая Югославия. Почему возникала необходимость призвать внешние силы для стабилизации обстановки в этих странах, что из этого вышло и подходит ли этот сценарий Незалежной – в материале «МК».

Белый дом отреагировал на предложение Путина: управление на Украине должно соответствовать конституции

тестовый баннер под заглавное изображение

Внешнее управление ООН – довольно редкое явление. С момента создания Организации Объединенных Наций такой формат был применен лишь несколько раз. Владимир Путин, предлагая использовать этот сценарий для Украины, перечислил все предыдущие эпизоды. Впервые в истории внешнее управление под эгидой ООН было введено в Западной Новой Гвинее (ЗНГ). Протекторат существовал там недолго, с октября 1962 по май 1963 года, но привел именно к тому результату, который был запланирован.

Необходимость в приходе временной администрации возникла на почве территориального конфликта между Нидерландами и Индонезией. Целью чиновников ООН был мирный переход власти в ЗНГ к Индонезии.

Спор за Западную Новую Гвинею начался в 1949 году, после того, как Нидерланды признали независимость Индонезии. Последняя выдвинула требование передать ей западную часть территорию Гвинеи, чтобы сохранить принцип территориальной целостности. Голландцы предпочли «заболтать» этот вопрос на уровне конференций и круглых столов, а спустя год аннексировали ЗНГ. В 1961 году конфликт перешел в фазу открытого вооруженного столкновения, в результате которого голландцам пришлось уступить спорные земли. Условием урегулирования кризиса стала не только остановка боевых действий, но и передача ЗНГ под временное внешнее управление ООН на полгода. В этот период должен был состояться референдум о самоопределении.

Кроме гражданской временной исполнительной власти в период протектората ООН на территории Западной Новой Гвинее был расквартирован международный миротворческий контингент.

Кстати, гражданские чиновники временной администрации тоже были представителями разных стран. Исполняющим обязанности администратора стал выходец из Гватемалы, ему на смену пришел представитель Ирана. Госслужащие из Нидерландов постепенно замещались индонезийцами и гвинейскими туземцами.

В ЗНГ всё пошло по плану: 1 мая 1963 года, как и было задумано, временная власть передала полномочия постоянной администрации Индонезии, а ЗНГ получила статус индонезийской провинции.

Восточный Тимор стал еще одной страной, которой довелось пережить период внешнего управления. Правда, здесь всё закончилось не поглощением конфликтной территории более крупным соседом, а признанием независимости. Восточный Тимор был колонией Португалии с начала 17 века до 1975 года, когда местный революционный фронт объявил о создании независимой республики. Свободолюбивые настроения обернулись вторжением индонезийской армии в Восточный Тимор в 1976 году. До 1998 года он считался провинцией Индонезии, а год спустя был передан под протекторат ООН для создания там полноценного независимого государства. Суверенитет Восточного Тимора был объявлен в 2002 году. Правда, столкновения и массовые протесты там бушевали до 2007-го.

В отличие от Западной Новой Гвинеи, внешнее управление в Восточном Тиморе вводилось не для проведения референдума, а уже после него. Целью чиновников ООН было поддержание безопасности, восстановление поврежденной боевыми действиями инфраструктуры, создание новой конституции и проведение выборов. Сегодня Восточный Тимор считается одной из беднейших стран мира с плохо развитой инфраструктурой и низким уровнем разработки полезных ископаемых (которые там, кстати, есть).

Наконец, третья миссия ООН, самая масштабная и наиболее противоречивая в смысле итогов – в бывшей Югославии. Начавшись в феврале 1992 года, она продолжалась на отдельных территориях до 2002 года.  

Изначально созданные в Хорватии силы преследовали больше военные, чем гражданские цели. Во главе угла тогда было создание условий для мира и безопасности, которые были главными условиями для мирных переговоров и урегулировании югославского кризиса. У миротворцев был мандат на демилитаризацию районов, находящихся под охраной ООН. Впоследствии мандат расширялся, однако в марте 1995 года Совбез ООН принял решение о реорганизации миссии, заменив ее тремя самостоятельными операциями по поддержанию мира.

Одна из них - в восточной части Хорватии (бывшая непризнанная республика Сербская Краина). Там была установлена временная администрация, которая проработала там с 1996 по 1998 годы. Группы поддержки и сотрудники полиции ООН продолжили контролировать правопорядок и возвращение беженцев даже после окончания мандата. От Сербской Краины осталось только правительство в изгнании. Его лидер Милан Мартич был в 2002 году передан Гаагскому трибуналу, а с 2009 года содержится в эстонской тюрьме.

Вторая – в Косово. Формально миссия существует по сей день. В ее задачи входило установление самоуправления, возвращение беженцев, восстановление инфраструктуры и содействие политическому процессу по определению статуса Косова. Однако с 2006 года идет ее планомерное сокращение и передача полномочий силам Евросоюза. А после провозглашения независимости Косова в 2008 году власти Приштины обрели фактический контроль над большей частью территории.

Любопытно, что ни один из уже реализованных сценариев на 100% не копирует ситуацию на Украине. Внешнее управление ООН в Незалежной может помочь с организацией президентских выборов и установлением легитимной власти в стране. При этом никаких полномочий над республиками Донбасса и Новороссией у чиновников ООН быть не должно, ведь эти регионы вошли в состав России. 

Однако камнем преткновения для введения международного протектората  может стать как воинственная риторика Европы с их постоянными отсылками к границам то 2014, то 1991 года, так и позиция США. 

В Белом доме уже отреагировали на предложение российского президента. В администрации Трампа полагают, что управление на Украине должно происходить на основании конституции. Не исключено, что тем самым американцы сами оттягивают момент проведения выборов в Киеве и замены Зеленского. Ведь сам хозяин Банковой постоянно объясняет нежелание проводить электоральные процедуры именно конституцией и военным положением, при котором выборы можно не проводить.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру