По словам Путина, за время внешнего управления была бы возможно провести демократические президентские выборы на Украине, результаты которых бы устроили, в первую очередь, сам народ страны. Соответствующее предложение глава государства озвучил во время рабочей поездки в Мурманск. Президент считает, что этот вариант стал бы толчком к тому, чтобы окончательно достигнуть мира на Украине. Внешнее управление в международных отношениях предполагает передачу суверенных прав «несостоятельного государства» внешнему управляющему – государству или международному институту. Задачей внешнего управления является восстановление государственности, защита и реализации прав граждан этой страны, ликвидация угроз международному сообществу с территории «несостоявшегося государства» в результате потери контроля государства за своей территорией.
Например, внешнее управление есть в Боснии и Герцеговины. Страна имеет сложное строение, возникшее под влиянием НАТО и ЕС в ходе конфликта в бывшей Югославии. В государство входят два самоуправляющихся образования: сербская православная Республика Сербская и боснийско-хорватская исламско-католическая Федерация Боснии и Герцеговины, а также находящийся де-факто под международным управлением Округ Брчко. Последним управляет Верховный представитель по Боснии и Герцеговине, который одновременно является Специальным представителем Евросоюза. На территории государства остаются миротворческие силы ЕС, фактически поменявшие только название и отдельных командиров при переименовании из миротворческих сил НАТО.
По Дейтонским соглашениям, остановившим агрессию в бывшей Югославии, Верховный представитель назначается ООН. В связи с тем, что исполняющий обязанности Верховного представителя с 2021 года Кристиан Шмидт приступил к исполнению своих обязанностей без согласия Совета Безопасности ООН, а по мандату ЕС, власти России, Китая, Сербии и Республики Сербской сочли его нелегитимным. На посту Верховного представителя Шмидт активно использовал свои «боннские полномочия» (право отменять решения любого уровня и делать юридически обязывающие предписания), в частности для преодоления тупика, связанного с тем, что в Боснии и Герцеговине по итогам выборов в октябре 2022 года не получалось сформировать правительство.
Сейчас он отстранил от должности президента Республики Сербской Додика, потому что его политика противоречит нормам ЕС. В то время как Босния и Герцеговина получила статус кандидата на вступление в Евросоюз. Суд Боснии и Герцеговины 26 февраля признал Додика виновным в несоблюдении решений не утвержденного ООН Верховного представителя Кристиана Шмидта и приговорил его заочно к году тюремного заключения и шести годам запрета на государственную и муниципальную службу. Прокуратура республики 12 марта предписала Агентству по расследованиям и защите (SIPA) задержать Додика, а также премьера Республики Сербской Радована Вишковича и председателя скупщины (парламента) Ненада Стевандича. Сейчас Додик находится с визитом в Израиле.
История с этой частью бывшей Югославии, говорит о том, что искусственно созданные автономии не может объединить даже внешнее управление. Оно не гарантирует исполнения своих предписаний и может потерпеть фиаско в любой момент. Также его легитимность должна быть признана всем мировым сообществом, а не отдельными объединениями и странами.
«МК» обратилась к российскому политологу Владимиру Корнилову с вопросом: а не имеет ли Украина уже внешнего управления?
- Видите ли, некоторые спорят о том, кто имеет над ней внешнее управление, США, например, - считает политолог. – Европейцы же думают, что тоже имеют на это право. Они даже шантажируют США, мол, мы не признаем ваших гарантий России, и ничего вы сделать с нами не сможете.
Еще видно, как Украина, как слуга нескольких господ, Труффальдино из Бергамо, пытается балансировать между ними. То в одном случае льнет к одному хозяину, то потом зализывает раны у другого. Имею в виду встречу в Овальном кабинете, а потом визит в Великобританию. И пытается свои интриги плести то с британцами, то с французами. Еще пока это внешним управлением, тем, что называется подмандатной территорией, назвать нельзя.
И то, что говорит Путин, это обкатанная практика, и такие случаи в истории бывали. Израиль в начале своего существования, как подмандатная территория, пока делили земли между ним и арабскими государствами. Или бывшая Югославия после натовских бомбардировок. Если страна не может действительно управляться легитимной властью, то на переходный период может быть введена международная структура – международное управление, которое признавалось бы всеми основными мировыми игроками.