Отношения Европы и США не дотягивают даже до сказок дядюшки Римаса

У европейских элит нет сообразительности братца Кролика против братца Лиса

На площадке международного клуба «Валдай» в Москве состоялась дискуссия на тему «Кризис роста в НАТО или конец атлантического единства?». Живую ноту траурной теме придал программный директор Тимофей Бордачев, сравнив поведение Европы с братцем Кроликом из американского фольклора. Желая обмануть братца Лиса, он просил сделать с ним что угодно, только не бросать в терновый куст. Лис, желая по максимуму навредить Кролику, именно туда его и бросил. А довольный Кролик убежал по колючим зарослям. Один из экспертов счел, что у европейских элит меньше ума, чем у братца Кролика.

У европейских элит нет сообразительности братца Кролика против братца Лиса

тестовый баннер под заглавное изображение

На протяжении десятилетий военно-политический блок НАТО олицетворял единство стран Запада. Основанный для укрепления позиций западноевропейских элит и присутствия США в Европе после Второй мировой войны, Североатлантический альянс выступал инструментом реализации их интересов.

После завершения холодной войны расширение НАТО на Восток оказалось основной причиной кризиса международного порядка в Европе. Однако сейчас роль альянса ослабевает не только на глобальном уровне – в результате движения к многополярности и демократизации мировой политики, но и изнутри – как следствие нарастающих противоречий между США и европейскими странами.

Тимофей Бордачев, профессор НИУ ВШЭ, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» отметил, что тема дискуссии, с одной стороны, актуальная — с точки зрения новостной повестки, а с другой — это вопрос вечный.

Он отметил, что вопросы безопасности для России всегда были самыми главными. «На протяжении последних 550 лет Россия взаимодействовала с Западом в силовом поле, - отметил Тимофей Бордачев. - Это был важнейший вопрос российской внешней политики. Победы России над Западом были сопряжены с расколом Запада. Например, Наполеона нам одолеть помогала Великобритания, а во время ВОВ с Германией сражалась коалиция СССР, Великобритании, США и Франции. В холодную войну было труднее, поскольку Запад был един — этим объясняется поражение Советского Союза в холодной войне».

Сейчас кажется, что «коллективный Запад» вступил в период противоречий. И складывается впечатление, что Европа, как братец Кролик из сказок «Дядюшки Римаса» просит не бросать ее США-Лису. А сама только и мечтаете о том, чтобы освободиться от него и начать коммуницировать с Россией.

Заместитель директора и научный сотрудник научно-образовательного ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов считает, что европейским элитам не хватает сообразительности братца Кролика, и все гораздо прозаичнее. «НАТО будет меняться, слабеть, но сохранится», - считает он. Раньше членство в НАТО знаменовало не сменяемость политических элит, и именно поэтому туда так рвались бывшие республики Прибалтики СССР. Они хотели удержать власть, полученную в 90-е годы. «Теперь же роль единства власти перешла к ЕС, а НАТО объединяет их в сообщество с целью гегемонии в мире под эгидой США».

Дмитрий Суслов назвал три необратимых тренда в отношениях США и Европы. Первый - изменение иерархических приоритетов США не в пользу Европы. Второй - реиндустриализация США, в том числе и за счет ресурсов Европы. Третий - США нуждаются в паузе в великодержавной конфронтации. Дмитрий Суслов, например, уверен, что стань Харрис президентом, она бы тоже искала мира с Россией.

В то же время тренд Европы – конфронтация с Россией ее объединяет, по мнению политолога. Но это обратимый тренд, так же, как то, что США откажутся от лидерства в мире, сменив его на первенство. «Придут демократы к власти и снова будут говорить о мировом лидерстве США», - уверен Дмитрий Суслов.

Конечно, нам бы хотелось смерти НАТО, но этого не произойдет по причинам, которые озвучил политолог. Первая: РФ всегда останется противником США. Вторая: США не хотят уходить из Европы, просто вернуть количественное присутствие до времен украинского кризиса. Третья: США нужен евразийский плацдарм для игры против связки России, Китая, Северной Кореи и Ирана. И четвертая причина: Европа не способна стать самостоятельным центром отдельным от США. «Дело даже не в деньгах, а в том, что европейцы не смогут создать общий военный рынок. Будут тянуть в сторону каждого отдельного государства, не захотят терять суверенитет, и в итоге разобщенность будет только нарастать», - считает Дмитрий Суслов.

«Сейчас происходят значимые события, и у нас есть основания для оптимизма. Впервые с 2014 года мы видим возможность строить конструктивное будущее с Россией, хотя конкретные договорённости не достигнуты. В Европе продолжается тенденция к эскалации, - уверен профессор в области международных отношений колледжа Гамильтона (США) Алан Кафруни. – В странах «коллективного Запада» развиваются социальные и политические кризисы. И в Европе, и в США наблюдается нестабильность внутри стран. Мы наблюдаем милитаристские тенденции в Европе. Видим агрессивную политику борьбы с инфляцией в Европе — это может привести к серьёзным последствиям».

Американский эксперт полагает, что новый нарратив администрации Трампа: «СВО в некоторой степени была спровоцирована странами Запада. В любом случае это идёт вразрез с тем нарративом, в рамках которого осуществлялась военная поддержка Украины, - о том, что Россия мечтала о территориальных завоеваниях, по аналогии с 1939 годом».

«Мы всегда говорили об эпицентре власти в США в сфере экономики, политики, военного развития. В Европе происходит перевооружение, которое требует много времени и вложений, так как военная промышленность Европы сильно зависит от США, - убежден Алан Кафруни. - НАТО в будущем не исчезнет, но вряд ли будет расширяться и вряд ли будет применяться пятая статья. Европа очень слаба в сравнении с США. Чем дальше США будут отходить от Европы, тем меньше будет единства в Евросоюзе».

Член Российского совета по международным делам Андрей Кортунов, который долго проработал со структурами НАТО уверен: «НАТО — это большая и сложная организация с политическими, военными, экономическими подразделениями. Там есть постоянные комиссии и рабочие группы. Внутри структуры идёт своя борьба и конкуренция, в которой очень сложно разобраться. Альянсу присуща большая инерционность. Раньше он неохотно воспринимал идеи о диверсификации».

Он считает, что НАТО умеет только одно — противостоять Москве, для этого альянс и создавался. Все остальные направления рассматривались как непрофильные и нежелательные. «В будущем НАТО как структура сохранится, потому что она too big to fail (слишком большая, чтобы потерпеть неудачу). Предпринимаются усилия, чтобы не допустить распада НАТО, - говорит Андрей Кортунов. - Расширение ослабляет альянс — появляется раскол по линиям Восток – Запад, Север – Юг, где объективно расходятся интересы. Альянс вырос из рамок эффективной организации, но он останется «зонтичной» структурой. НАТО будет разбиваться на более эффективные структуры вроде AUKUS и Американо-японо-корейского пакта».

Также дипломат прогнозирует, что стратегия Европейского союза будет отличаться от американской. Речь будет идти о сохранении НАТО в качестве клуба западных демократий, а практическая роль альянса будет снижаться. Будущие интервенции НАТО будут похожи на интервенцию в Ирак – выстраиваться по типу коалиции. «Происходит коррекция трансатлантических отношений — президентство Трампа придаёт ей эпатажные формы. Очевидно, что возврат к отношениям, подобным сложившимся при администрации Байдена, невозможен. Байден был самым последним трансатлантистом в числе президентов Америки», - уверен Андрей Кортунов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру