Кадры, которые распространяют суданские военные, показывают, как командующий армией генерал Абдель-Фаттах Бурхан совершает посадку в международном аэропорту Хартума, выходить из вертолета на летном поле, целует землю и поднимает в воздух кулак,
“Хартум теперь свободен. Все кончено. Хартум свободен”, - слышно, как Бурхан говорит ликующим солдатам, согласно видеозаписи, показанной телеканалом "Аль-Джазира". Позже он отправился в Президентский дворец, довоенную резиденцию правительства, которую в пятницу войска освободили от контроля боевиков из «Сил быстрой поддержки» (RSF).
Считается, что боевики все еще удерживают разрозненные позиции в Хартуме, и суданское правительство еще не объявило о полной победе в городе, подчеркивает Associated Press. Но возвращение генерала Бурхана положило начало ряду завоеваний его силами в столице и стало важной символической вехой в гражданской войне.
Бурхану и возглавляемому им военному правительству пришлось бежать из Хартума и перебраться в Порт-Судан, прибрежный город на Красном море, вскоре после начала войны в апреле 2023 года.
Война началась, когда военные и “Силы быстрой поддержки” выступили друг против друга в борьбе за власть. В результате боев вокруг Хартума боевики установили контроль над аэропортом, президентским дворцом и другими районами, а боевые действия распространились по всей стране.
Захват столицы не положит конец конфликту, поскольку “Силы быстрой поддержки” по-прежнему контролируют часть западного Дарфура и другие районы, констатирует Associated Press.
Ранее в тот же день военные объявили, что отбили последний крупный оплот боевиков в Хартуме - лагерь Тейба аль-Хаснаб. Немедленных комментариев RSF не последовало.
“Это ключевой и решающий момент в истории Судана”, - заявил в социальных сетях министр информации Халид Алейзер, представитель правительства, контролируемого военными. “Хартум свободен, как и должно быть”.
Военный контроль над аэропортом, наряду со спокойствием в Хартуме, может позволить группам по оказанию помощи доставлять больше грузов в страну, где боевые действия вынудили около 14 миллионов человек покинуть свои дома, а в некоторых районах начался голод.
Погибло по меньшей мере 28 000 человек, хотя это число, вероятно, намного больше, отмечает Associated Press.