За день до встречи, 23 марта, американская делегация — старший директор Совета национальной безопасности Эндрю Пик и директор по планированию Государственного департамента Майкл Антон - провела отдельные переговоры с украинскими представителями. Со стороны Украины присутствовали министр обороны Рустем Умеров и заместитель руководителя Офиса президента Павел Палиса.
24 марта в Эр-Рияде на встрече с американской делегацией Россию представляли сенатор Григорий Карасин и советник директора Федеральной службы безопасности (ФСБ) Сергей Беседа. Консультации продолжались рекордных 12 часов.
Еще одна встреча между США и Украиной состоялась уже после переговоров с Россией — она прошла во вторник, 25 марта, и была крайне короткой. К этому моменту российская делегация уже покинула Эр-Рияд.
«МК» обратился к российскому политологу Алексею Макаркину за комментарием к происходившему в Саудовской Аравии.
- Это консультации, а не переговоры, - говорит политолог. – До переговоров еще очень долго. Как мы видим, не только нет совместного заявления, но и новый этап консультаций не объявлен.
У нас были высокие ожидания от прихода к власти Трампа. Действительно, он на правах нового президента, изменил подход к проблеме. Однако, не надо забывать, что именно при Трампе на его первом сроке Украина получила первое летальное оружие.
Трамп хотел решить все быстро, за 24 часа. После первого разговора с Путиным анонсировал встречу с ним буквально в феврале. Сейчас Трамп приходит к более реалистичному видению. И понимает, что это вопросы длительной перспективы.
Пока у Трампа нет опыта решения конфликтов, кроме перемирия между Израилем и Хамасом. Но оно было эфемерным успехом и перемирие быстро прекратилось. Сейчас США и от украинского конфликта не ждут быстрых результатов разрешения, хотя пробуют что-то сделать.
Но глобальным вопросом этих консультаций является доверие. Мы не доверяем американцам, и сейчас выдвинули условия из повестки 2022-23 годов о зерновой сделке. Если США их выполнят, хоть частично отменят санкции, можно будет говорить с ними дальше о более серьезных вещах.
Украина же теряет доверие к Америке, потому что всегда была под их крылом, а сейчас от нее начинают что-то требовать. Украина теперь больше смотрит в сторону Европы, и даже Китая.
Также есть проблема контроля. США считают, что контролировать будут они. Ведь они выступают посредниками между Украиной и Россией. Но нам их контроль опасен и не нужен.
Сейчас мы пытаемся второй раз войти в одну и ту же реку с зерновой инициативой. Выполнят ли наши требования США? От этого зависят дальнейшие шаги, чтобы перейти от консультаций к переговорам. И насколько эффективны договоренности под эгидой США? Как быстро их нарушит Украина? От этого зависит дальнейшее развитие событий.