Реклама вакансий в Бельгии, изобилующая такими терминами, как “цензура” и “политическое вмешательство”, далека от типичной, пишет The Guardian. Обещание академической свободы, однако, намекает на то, на кого оно направлено: на исследователей в США, стремящихся избежать замораживания финансирования, сокращений и идеологических репрессий, введенных администрацией Дональда Трампа.
“Мы считаем своим долгом прийти на помощь нашим американским коллегам”, – утверждает Ян Данкерт, ректор Брюссельского высшего университета (VUB), объясняя, почему его университет, основанный в 1834 году для защиты научных кругов от вмешательства церкви или государства, решил открыть 12 постдокторских должностей для международных исследователей, уделяя особое внимание американцам.
“Американские университеты и их исследователи являются самыми большими жертвами этого политического и идеологического вмешательства, – говорится в заявлении Данкерта. – Они видят, как по идеологическим причинам исчезают миллионы долларов, выделяемые на научные исследования”.
Университет входит в число ряда учебных заведений по всей Европе, которые начали активно набирать американских исследователей, предлагая себя в качестве убежища для тех, кто стремится избежать репрессий администрации Трампа в отношении научных исследований и академических кругов, констатирует The Guardian.
С тех пор как Трамп пришел к власти в конце января, исследователи в США столкнулись с многоцелевой атакой. Усилия по сокращению государственных расходов привели к тому, что тысячи сотрудников готовятся к увольнениям, в том числе в таких учреждениях, как НАСА, Центры по контролю и профилактике заболеваний и Национальное управление океанических и атмосферных исследований, ведущее агентство США по исследованию климата. В то же время американское правительство, нацеленное на борьбу с “воукизмом”, стремится пресечь финансирование исследований, которые, как считается, связаны с “разнообразием”, определенными видами вакцин и любым упоминанием климатического кризиса.
Во Франции директор престижного Института Пастера в Париже Ясмин Белькейд заявила, что уже ведется работа по набору людей из-за Атлантики для работы в таких областях, как инфекционные заболевания или происхождение болезней.
“Я ежедневно получаю запросы от людей, которые хотят вернуться: французов, европейцев или даже американцев, которые больше не чувствуют себя способными заниматься своими исследованиями или боятся делать это свободно, – заявила Белькайд французской газете La Tribune. – Вы могли бы назвать это печальной возможностью, но тем не менее это возможность”.
Это мнение поддержал министр высшего образования и научных исследований Франции Филипп Батист в недавнем письме, в котором призвал исследовательские институты направить предложения о том, как наилучшим образом привлечь таланты из США. “Многие известные исследователи уже задаются вопросом о своем будущем в США, – сказал он. – Естественно, мы хотели бы поприветствовать определенное число из них”.
В четверг Нидерланды заявили, что намерены в кратчайшие сроки создать фонд для привлечения исследователей в страну. Несмотря на то что фонд будет открыт для людей всех национальностей, министр образования страны Эппо Брюинс, объявляя о планах, намекнул на напряженность, охватившую академические круги США. “В настоящее время во всем мире существует большой спрос на талантливых ученых международного уровня. В то же время геополитический климат меняется, что увеличивает международную мобильность ученых”, – говорится в письме Брюинса в парламент.
“Несколько европейских стран реагируют на это усилиями по привлечению международных талантов, – добавил он. – Я хочу, чтобы Нидерланды оставались в авангарде этих усилий”.
Инициатива голландцев была предпринята после того, как французский университет Экс-Марсель заявил, что он запустил программу под названием "Безопасное место для науки", которая позволит на три года выделить финансирование более чем двум десяткам исследователей из США.
“Мы бы хотели, чтобы нам не приходилось этого делать, – утверждает Эрик Бертон, президент университета. – Мы не стремимся переманивать исследователей. Но мы были очень возмущены происходящим и чувствовали, что наши коллеги в США переживают катастрофу… Мы бы хотели предложить своего рода научное убежище тем, чьим исследованиям что-то мешает”.
Через две недели после запуска программы поступило около 100 заявок, в том числе исследователи из Йельского университета, НАСА и Стэнфорда, которые проявили к ней интерес. По словам Бертона, университет продолжает получать около 10 заявок в день, многие из них от исследователей, занимающихся изучением климата, здравоохранения или социальных наук.
Бертон выразил надежду, что университеты по всей Европе присоединятся к его усилиям по обеспечению безопасного пространства для исследователей. “Я думаю, нам нужно осознать, какой исторический момент мы переживаем, и какие серьезные долгосрочные последствия это может иметь, – сказал он. – Европа должна быть на высоте положения”.
В VUB открытие 12 постдокторских должностей также было направлено на признание глобальных последствий жестких мер Трампа. Два исследовательских проекта, в которых принимал участие университет, – один из них был посвящен молодежи и дезинформации, а другой – трансатлантическому диалогу между США и Европой – были отменены из-за “изменившихся политических приоритетов”, говорится в сообщении.