Блеск без нищеты челночной дипломатии: у «технических» переговоров с Киевом совсем не техническая суть

На то, что происходит в Эр-Рияде, нельзя смотреть свысока

Как же шагнула вперед «челночная дипломатия» с тех пор, как пятьдесят с лишним лет тому назад тогдашний государственный секретарь США Генри Киссинджер подарил миру этот термин! Пытаясь восстановить шаткое равновесие на Ближнем Востоке и во всем мире после войны Судного дня 1973 года между Израилем и арабскими странами, Киссинджер постоянно совершал международные перелеты. «Челночная дипломатия» 2025 года умещается в рамки (поправка: в этажи) одного отеля в столице Саудовской Аравии, в котором американская делегация попеременно встречается то с представителями официального Киева, то с представителями Москвы. 

На то, что происходит в Эр-Рияде, нельзя смотреть свысока
ФОТО: Bulkin Sergey/news.ru/Global Look Press

тестовый баннер под заглавное изображение

Однако прогресс переговоров определяется совсем не удобством для их участников. Прибавим к этому то обстоятельство, что в Эр-Рияде друг с другом разговаривают далеко не первые лица соответствующих стран и, например, такую цитату знаменитого американского политолога Джона Миршаймера: «Само по себе прекращение огня не имеет большого смысла. Об этом вечно говорят СМИ, потому что им нужно о чем-то говорить. Гораздо важнее, получим ли мы крепкое мирное соглашение». И у нас готов вывод: то, что происходит в Саудовской Аравии если и имеет значение, то глубоко второстепенное. Правильно? Совсем неправильно, я бы сказал даже, радикально неправильно.

Даже у самой высокой пирамиды должен быть фундамент, который крепко стоит на низкой земле. То, что в плане переговоров по Украине мы имеем сейчас – или имели до начала «челночной дипломатии» в Эр-Рияде – верхушка пирамиды, парящая в воздухе. На уровне президентов Путина и Трампа есть понимание общих целей и взаимной готовности идти вперед. Но для того, чтобы это понимание начало реально работать и приносить результаты, пирамида должна быть достроена и наполнена конкретикой.

Официальный Киев вместе со своей «группой поддержки» в странах Запада по-прежнему настроен на саботаж переговоров и подрыв любых договоренностей. И для достижения этих целей у режима Зеленского есть четко отработанная политическая технология: соглашаться на все «в принципе», но потом топить все на практике и при этом указывать «обвинительным перстом» на Россию. Мол, смотрите, это не мы все разрушили, это они! Давайте-ка введем против них еще какие-нибудь санкции! Украинское начальство считает себя «колобком», у которого достаточно опыта для того, чтобы уйти еще и от «дедушки» Трампа. Киев подобен рыбе, которая постоянно выскальзывает из рук рыбака. И для того, чтобы сдвинуть с места «рыбалку» - ой, простите, переговорный процесс – Зеленскому надо показать, что эта технология больше не работает. 

Частично это задача уже решена. Во время своего последнего визита в США «колобок» выкатился из Белого дома в весьма потрепанном состоянии. Но такой политический урок не может и не должен быть изолированным. Он должен спуститься с президентского уровня на уровень украинского начальства второго и третьего эшелона. Первые лица не могут и не должны делать все. Их задача – определять основные принципы. А дальше начинается «техническая» работа, которая в реальности является какой угодно, но только не технической – наполнение общих договоренностей конкретикой, привязка этих договоренностей к «земле».

Подобная «черновая» работа необходима при разрешении абсолютно любых сложных политических конфликтов. Но в нашем данном конкретном случае она необходима вдвойне. Как я уже сказал, официальный Киев идеально освоил такой «подвид» дипломатического мастерства как искусство находить лазейки и щели в договоренностях и потом выворачивать эти договоренности наизнанку. Единственный способ отучить режим Зеленского от этой привычки – сразу бить по рукам. Простите, снова извиняюсь: это вторично. Первично – в нынешней нестандартной ситуации, в которой сейчас находятся РФ и США – это сначала четко договориться о конкретике между собой, затем связать этими договоренностями официальный Киев и только потом бить команду Зеленского по рукам.

И снова у меня не получилось исчерпывающе описать то, что происходит (или должно происходить) за закрытыми дверями в Эр-Рияде. Реальная жизнь и реальная дипломатия всегда сложнее любых умозрительных схем. Задача лишить людей Зеленского возможности «шалить» не является единственным приоритетом для американской делегации в Саудовской Аравии. При всем презрительном отношении Трампа к своим киевским визави эмиссары Зеленского все равно остаются в глазах американцев если не «своими», то «социально близкими». 

И хотя формально у российских представителей в саудовской столице только один переговорный партнер, в реальности им все равно приходится «воевать на два фронта». Но все это не отменяет главного. Командам Путина и Трампа надо научиться припирать режим Зеленского к стенке – не оставлять ему физической возможности для саботажа и «двойного толкования» договоренностей. Сначала это должно касаться одного конкретного вопроса, потом двух, потом трех, а затем «далее по списку». У Киева должен выработаться «условный рефлекс» - саботаж больше если и работает, то только по принципу бумеранга. И вот если – или лучше когда – это произойдет, то от «технических» переговоров можно переходить к политическим – уже не о временном перемирии, а о чем-то более устойчивом и постоянном.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29489 от 25 марта 2025

Заголовок в газете: Блеск без нищеты «челночной дипломатии»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру