В качестве предварительной причины трагедии, как и в случае с крушением Ил-76 под Рязанью в 2022 году, было названо возгорание двигателя во время полета, то есть техническая неисправность.
Ил-76, уведенный летчиками от расположенных рядом деревень, упал недалеко от кладбища села Богородское. Пилоты успели доложить о пожаре в четвертом двигателе и о разлетающихся из него лопатках турбины, на этом все оборвалось. Оторвавшаяся от вращающейся с сумасшедшей скоростью турбины лопатка — это снаряд, способный насквозь прошить обшивку самолета и перебить любой трубопровод. Как стало понятно позже, из-за полученных повреждений часть коммуникаций на борту Ил-76 пришла в негодность, и поэтому даже с тремя работающими двигателями самолет не смог сесть.
Экипаж принял непростое решение и сделал все, чтобы увести самолет подальше от населенных пунктов. Что двигало пилотами? Мы попытались найти ответ в биографиях и жизненных принципах летчиков, которые совершили героический поступок.
Какими они были людьми? Ответить на этот вопрос мог только тот, кто лично знал героев. Мы долго искали такого человека и нашли его. Имя сослуживца погибших мы решили не раскрывать. Разговор был камерным, без статистики, сухих фактов и рассуждений об оперативных задачах: собеседник вспоминал своих друзей, ушедших 12 марта 2024 года.
В тот день на борту №551 находились командир воздушного судна Сергей Свешников, помощники командира Сиевуш Давлятов и Данила Якушин, штурман Денис Онуфриенко, бортинженеры Даниил Гаранжа и Георгий Левашов, борттехник Руслан Очкасов, старший воздушный радист Виктор Бейнорас и старший воздушный стрелок Евгений Валидуда.
Грелись салом
и смотрели на облака
Наш собеседник практически ежедневно работает допоздна, и «выловить» для разговора его не так просто. Несмотря на усталость после дежурства, желание поделиться воспоминаниями о тех, кого он считал своей семьей, перевесило.
— Все они были компанейскими. Вот так нам повезло — все общались друг с другом. Общий язык нашли за два дня, и стали как семья. В принципе, экипаж самолета — это и есть мини-семья, в которой все поддерживают друг друга. Если вместе — то уж вместе до конца.
Рассказывает, как «грелись салом» (в грузовой кабине Ил-76 бывает холодно. — Авт.), смотрели на пролетающие внизу облака и много разговаривали. Почти со всеми членами экипажа он познакомился уже во время службы, но одного знал еще со времен учебы. Речь о лейтенанте, помощнике командира Сиевуше Давлятове, или просто Севе, как его звали друзья и близкие.
Давлятов родился в Бежецке, после расформирования воинской части вместе с семьей переехал в Тверь, где продолжил службу его отец. В школе с ним и познакомился наш собеседник. Выяснилось: оба хотят летать, оба любят самолеты.
Пересекались и вне учебы. На одной из встреч «Студенческие песни» Сева сыграл доброго персонажа, а темой были «Звездные войны».
— И каким же персонажем «Звездных войн» он был?
— Собой. Сева по жизни был отзывчивым, простым, добрым парнем, если нужна помощь, то он в первых рядах. Мы сошлись с ним характерами. Он очень хорошо пел, играл на гитаре. Позже Давлятов отправился учиться на пилота в Краснодарское училище. С Севой мы встретились только в мае 2023 года в Иванове. Это случилось через пять лет после выпуска. Мы поговорили, он хотел вернуться в Тверь. И действительно, его почти сразу распределили в родную область, было это поздней осенью прошлого года. То есть пролетал он совсем недолго…
«Любые ошибки исключались»
В последний раз своих товарищей наш собеседник увидел за несколько дней до трагедии.
— Когда люди слышат о Свешникове (майор, командир Ил-76 Сергей Свешников был выпускником суворовского училища, награжден медалью Нестерова. — Авт.), все говорят в один голос: «Хороший мужик». Очень серьезный и ответственный. Опыта у него намного больше, чем у большинства командиров экипажей, и он продолжает… то есть продолжал летать. Однажды самолет попал под ледяной дождь, в корпус ударила молния, но Свешников смог посадить самолет с двумя работающими двигателями — таких случаев буквально единицы. Дело было около десяти лет назад, тогда он летал еще на «двенадцатом» (турбовинтовой военно-транспортный самолет Ан-12. — Авт.). Кстати, на нем он летал довольно долго, но потом переучился на Ил-76.
По его словам, Свешников был ответственным командиром, профессионалом и хорошим руководителем. Всегда переживал за своих и заботился об экипаже.
— Если он сказал, что нужно отдохнуть и лететь пока нельзя, то добивался этого от командования. Обычно командиры просто исполняют приказ, а Свешников всегда был горой за своих. При этом требовательно относился к безопасности и деталям, не вылетал без совершения всех формальностей. Любые ошибки исключались, сажал самолет всегда спокойно и четко…
Обучал он помощников так же спокойно, грамотно, если видел, что не понимают, говорил: «Так, давай заново». Сдержанно отвечал даже на глупые вопросы, никогда не срывался...
С другими авиаторами из этого экипажа наш собеседник общался меньше, но достаточно, чтобы убедиться: все они были добрыми, душевными, готовыми прийти на помощь людьми. А еще профессионалами высочайшего класса.
— У нас весь экипаж получился дружный. Время проводили вместе не только в полете, но и в командировках, да и в Твери… Вот, к примеру, Данька Якушин был отзывчивым очень и добрым. Женька Валидуда — самым веселым, парнем с золотыми руками. Хобби у него было несколько: на барабанах играл, по дереву работал. Все время чем-то был занят. В тот день, 12 марта, была его первая командировка за долгое время... Да и Денис Онуфриенко, несмотря на свой опыт, тоже был человеком простым и веселым. Подойди по любому вопросу — все объяснит и расскажет. Руслан Очкасов такой же: к нему всегда можно было обратиться за советом. Рассказывали, что он как-то отмечал свой день рождения с экипажем: менял колеса, одно за другим, и беседовал о жизни. Там же был и дядя Витя (Виктор Бейнорас. — Авт.).
— Почему дядя Витя?
— Его все так называли, наверное, из-за усов. Вообще, в армии это запрещено, но когда человек служит столько лет, когда он из легендарной «старой гвардии»… Дядя Витя был веселым, очень хорошо помню его слегка окающий говор. Любил и пошутить, и поговорить.
Георгий Левашов незадолго до роковой даты говорил, что очень уж хочет снова отправиться в полет. В то утро он скинул друзьям пару роликов из соцсетей и вышел офлайн (вне связи). Как оказалось, навсегда.
20 секунд до полосы
Итак, 11 марта члены экипажа оказались в том составе, в котором на следующий день, выполняя рейс из Иванова, они все погибнут.
— В тот день я был на работе. Потом вдруг понеслась новость: «Упал самолет Свешникова». Никто ничего не знает, не говорят. Я сразу начал звонить Севе, почему-то позвонил именно ему… Никто не ответил...
На кадрах, которые появились потом в Интернете, видно, как двигатель Ил-76 после взлета загорается, потом экипаж, судя по всему, включает систему пожаротушения. Поначалу кажется, что пожар на движке потушен, но потом пламя вырывается снова.
— Я уверен, они сделали все правильно — летчики были очень опытные, — говорит мой собеседник. — Экипаж не мог эвакуироваться из-за того, что в самолете были пассажиры. Свешников никогда бы не пошел на эвакуацию, ведь тогда неуправляемый самолет мог упасть на жилые дома, пострадали бы невинные люди. И они остались, начали уводить самолет. До полосы не хватило каких-то 20 секунд.
Летчики спасли людей на земле ценой собственной жизни, и это было единственно верным, пусть и крайне трагичным, решением для того дружного экипажа, каким он останется навсегда. Такими тверских летчиков и запомнят: отважными, добрыми, смелыми, отличными профессионалами. Проститься с ними пришли сотни людей.
— В день прощания я был в зале и вдруг увидел… живого Свешникова. Помню, замер, а из глаз хлынули слезы. Это оказался его брат-близнец. Осознать это было очень тяжело, так они похожи, — вспоминает 29 марта 2024 года мой собеседник.
Спустя месяц после трагедии командиру воздушного судна Сергею Свешникову было присвоено звание Героя России, его именем назвали кадетскую роту школы №4 в Твери. Других членов экипажа удостоили орденами Мужества посмертно.