Тверские летчики увели горящий Ил-76 от деревни Подталицы

Год назад под Ивановом потерпел крушение Ил-76

Год назад, 12 марта 2024 года, под Ивановом потерпел крушение Ил-76. На борту воздушного судна находились 16 человек, среди них девять тверских летчиков, пятеро из Оренбургской и двое из Ивановской областей. Все они трагически погибли. Геройский экипаж под командованием выпускника Тверского суворовского училища Сергея Свешникова увел самолет от деревни Подталицы, не допустив гибели невинных людей. Ценой своей жизни.

Год назад под Ивановом потерпел крушение Ил-76
Церемония прощания с экипажем Ил-76.

тестовый баннер под заглавное изображение

В качестве предварительной причины трагедии, как и в случае с крушением Ил-76 под Рязанью в 2022 году, было названо возгорание двигателя во время полета, то есть техническая неисправность.

Ил-76, уведенный летчиками от расположенных рядом деревень, упал недалеко от кладбища села Богородское. Пилоты успели доложить о пожаре в четвертом двигателе и о разлетающихся из него лопатках турбины, на этом все оборвалось. Оторвавшаяся от вращающейся с сумасшедшей скоростью турбины лопатка — это снаряд, способный насквозь прошить обшивку самолета и перебить любой трубопровод. Как стало понятно позже, из-за полученных повреждений часть коммуникаций на борту Ил-76 пришла в негодность, и поэтому даже с тремя работающими двигателями самолет не смог сесть.

Экипаж принял непростое решение и сделал все, чтобы увести самолет подальше от населенных пунктов. Что двигало пилотами? Мы попытались найти ответ в биографиях и жизненных принципах летчиков, которые совершили героический поступок.

Какими они были людьми? Ответить на этот вопрос мог только тот, кто лично знал героев. Мы долго искали такого человека и нашли его. Имя сослуживца погибших мы решили не раскрывать. Разговор был камерным, без статистики, сухих фактов и рассуждений об оперативных задачах: собеседник вспоминал своих друзей, ушедших 12 марта 2024 года.

В тот день на борту №551 находились командир воздушного судна Сергей Свешников, помощники командира Сиевуш Давлятов и Данила Якушин, штурман Денис Онуфриенко, бортинженеры Даниил Гаранжа и Георгий Левашов, борттехник Руслан Очкасов, старший воздушный радист Виктор Бейнорас и старший воздушный стрелок Евгений Валидуда.

Грелись салом

и смотрели на облака

Наш собеседник практически ежедневно работает допоздна, и «выловить» для разговора его не так просто. Несмотря на усталость после дежурства, желание поделиться воспоминаниями о тех, кого он считал своей семьей, перевесило.

— Все они были компанейскими. Вот так нам повезло — все общались друг с другом. Общий язык нашли за два дня, и стали как семья. В принципе, экипаж самолета — это и есть мини-семья, в которой все поддерживают друг друга. Если вместе — то уж вместе до конца.

Рассказывает, как «грелись салом» (в грузовой кабине Ил-76 бывает холодно. — Авт.), смотрели на пролетающие внизу облака и много разговаривали. Почти со всеми членами экипажа он познакомился уже во время службы, но одного знал еще со времен учебы. Речь о лейтенанте, помощнике командира Сиевуше Давлятове, или просто Севе, как его звали друзья и близкие.

Давлятов родился в Бежецке, после расформирования воинской части вместе с семьей переехал в Тверь, где продолжил службу его отец. В школе с ним и познакомился наш собеседник. Выяснилось: оба хотят летать, оба любят самолеты.

Пересекались и вне учебы. На одной из встреч «Студенческие песни» Сева сыграл доброго персонажа, а темой были «Звездные войны».

— И каким же персонажем «Звездных войн» он был?

— Собой. Сева по жизни был отзывчивым, простым, добрым парнем, если нужна помощь, то он в первых рядах. Мы сошлись с ним характерами. Он очень хорошо пел, играл на гитаре. Позже Давлятов отправился учиться на пилота в Краснодарское училище. С Севой мы встретились только в мае 2023 года в Иванове. Это случилось через пять лет после выпуска. Мы поговорили, он хотел вернуться в Тверь. И действительно, его почти сразу распределили в родную область, было это поздней осенью прошлого года. То есть пролетал он совсем недолго…

«Любые ошибки исключались»

В последний раз своих товарищей наш собеседник увидел за несколько дней до трагедии.

— Когда люди слышат о Свешникове (майор, командир Ил-76 Сергей Свешников был выпускником суворовского училища, награжден медалью Нестерова. — Авт.), все говорят в один голос: «Хороший мужик». Очень серьезный и ответственный. Опыта у него намного больше, чем у большинства командиров экипажей, и он продолжает… то есть продолжал летать. Однажды самолет попал под ледяной дождь, в корпус ударила молния, но Свешников смог посадить самолет с двумя работающими двигателями — таких случаев буквально единицы. Дело было около десяти лет назад, тогда он летал еще на «двенадцатом» (турбовинтовой военно-транспортный самолет Ан-12. — Авт.). Кстати, на нем он летал довольно долго, но потом переучился на Ил-76.

По его словам, Свешников был ответственным командиром, профессионалом и хорошим руководителем. Всегда переживал за своих и заботился об экипаже.

— Если он сказал, что нужно отдохнуть и лететь пока нельзя, то добивался этого от командования. Обычно командиры просто исполняют приказ, а Свешников всегда был горой за своих. При этом требовательно относился к безопасности и деталям, не вылетал без совершения всех формальностей. Любые ошибки исключались, сажал самолет всегда спокойно и четко…

Обучал он помощников так же спокойно, грамотно, если видел, что не понимают, говорил: «Так, давай заново». Сдержанно отвечал даже на глупые вопросы, никогда не срывался...

С другими авиаторами из этого экипажа наш собеседник общался меньше, но достаточно, чтобы убедиться: все они были добрыми, душевными, готовыми прийти на помощь людьми. А еще профессионалами высочайшего класса.

— У нас весь экипаж получился дружный. Время проводили вместе не только в полете, но и в командировках, да и в Твери… Вот, к примеру, Данька Якушин был отзывчивым очень и добрым. Женька Валидуда — самым веселым, парнем с золотыми руками. Хобби у него было несколько: на барабанах играл, по дереву работал. Все время чем-то был занят. В тот день, 12 марта, была его первая командировка за долгое время... Да и Денис Онуфриенко, несмотря на свой опыт, тоже был человеком простым и веселым. Подойди по любому вопросу — все объяснит и расскажет. Руслан Очкасов такой же: к нему всегда можно было обратиться за советом. Рассказывали, что он как-то отмечал свой день рождения с экипажем: менял колеса, одно за другим, и беседовал о жизни. Там же был и дядя Витя (Виктор Бейнорас. — Авт.).

— Почему дядя Витя?

— Его все так называли, наверное, из-за усов. Вообще, в армии это запрещено, но когда человек служит столько лет, когда он из легендарной «старой гвардии»… Дядя Витя был веселым, очень хорошо помню его слегка окающий говор. Любил и пошутить, и поговорить.

Георгий Левашов незадолго до роковой даты говорил, что очень уж хочет снова отправиться в полет. В то утро он скинул друзьям пару роликов из соцсетей и вышел офлайн (вне связи). Как оказалось, навсегда.

20 секунд до полосы

Итак, 11 марта члены экипажа оказались в том составе, в котором на следующий день, выполняя рейс из Иванова, они все погибнут.

— В тот день я был на работе. Потом вдруг понеслась новость: «Упал самолет Свешникова». Никто ничего не знает, не говорят. Я сразу начал звонить Севе, почему-то позвонил именно ему… Никто не ответил...

На кадрах, которые появились потом в Интернете, видно, как двигатель Ил-76 после взлета загорается, потом экипаж, судя по всему, включает систему пожаротушения. Поначалу кажется, что пожар на движке потушен, но потом пламя вырывается снова.

— Я уверен, они сделали все правильно — летчики были очень опытные, — говорит мой собеседник. — Экипаж не мог эвакуироваться из-за того, что в самолете были пассажиры. Свешников никогда бы не пошел на эвакуацию, ведь тогда неуправляемый самолет мог упасть на жилые дома, пострадали бы невинные люди. И они остались, начали уводить самолет. До полосы не хватило каких-то 20 секунд.

Летчики спасли людей на земле ценой собственной жизни, и это было единственно верным, пусть и крайне трагичным, решением для того дружного экипажа, каким он останется навсегда. Такими тверских летчиков и запомнят: отважными, добрыми, смелыми, отличными профессионалами. Проститься с ними пришли сотни людей.

— В день прощания я был в зале и вдруг увидел… живого Свешникова. Помню, замер, а из глаз хлынули слезы. Это оказался его брат-близнец. Осознать это было очень тяжело, так они похожи, — вспоминает 29 марта 2024 года мой собеседник.

Спустя месяц после трагедии командиру воздушного судна Сергею Свешникову было присвоено звание Героя России, его именем назвали кадетскую роту школы №4 в Твери. Других членов экипажа удостоили орденами Мужества посмертно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29485 от 19 марта 2025

Заголовок в газете: Ценой своей жизни

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру