Готовят врагу «сюрпризы»: инженер-штурмовик рассказал о работе передовой

«Артист» на передовой: как инженерно-штурмовые группы прокладывают путь к Победе

На переднем крае спецоперации, освобождая города и сёла Донецкой народной республики, продвигаются к Покровску наши военные. Боевики киевского режима ощущают на себе силу крупнокалиберной артиллерии, авиации и, конечно, наших штурмовых подразделений, которые планомерно очищают от врага дома, улицы и населённые пункты. Особая роль во время продвижения наших войск у инженерно-штурмовых подразделений, которые оказываются на переднем крае ещё до начала боя, действуя иногда даже в тылу противника. Об особых задачах инженеров-штурмовиков рассказал один из младших командиров с позывным «Артист».

«Артист» на передовой: как инженерно-штурмовые группы прокладывают путь к Победе
со своим подразделением. Фото из личного архива

тестовый баннер под заглавное изображение

Оказывается, такой позывной у военного появился не просто так.

- Во время курса подготовки на полигоне, перед отправкой на передовую, отрабатывали эвакуацию раненого, - рассказывает военный. - Мне «выпала честь» исполнить роль «трёхсотого» (военнослужащего, получившего ранение) с пулей в ноге. Когда было нужно, упал на землю и стал орать во всё горло, валяться по земле, пытаться отползти в укрытие, короче говоря, вжился в роль. Собственно, я даже не заметил, как руководитель остановил занятие, и все мужики со взвода начали сбегаться, чтобы оказать помощь. Командир тогда сказал: «За такую игру надо «Оскар» давать», а ко мне привязался позывной «Артист»…

«Артист» родом из города Новочеркасска Ростовской области. После школы практически сразу пошёл на службу по призыву и решил связать жизнь с военным делом, подписав свой первый контракт с министерством обороны. Молодой человек вдохновился примером своего дяди.

- Он прошёл две чеченские кампании, был одним из тех, кто руководил освобождением заложников из школы в Беслане. Помню, когда мне было пять лет, с дядей поехали туда, и я увидел родителей, чьи дети погибли в тот страшный день. Это был сентябрь 2008-го, то есть, прошло уже 4 года, а заплаканные женщины всё стояли перед руинами, которые остались от школы и даже близко никого не подпускали. Хотелось им как-то помочь, но что я мог сделать?.. В тот день дядя показал мне медаль за освобождение заложников и сказал: «Это заслуга моих подчинённых, которые спасали детей, а не моя. Они выполнили задачу так хорошо, насколько это было возможно».

Особое внимание к «Артисту» было ещё со срочной службы. Для опытных военных он сразу стал своим.

- Я пришёл на службу по призыву и с первых дней говорил, что хочу стать профессиональным военным. Призывников нормально обучают, но тех, кто собираются связать свою жизнь с армией, всё равно готовят по-другому. Инструкторы больше со мной общались, делились боевым опытом, и это вдохновляло. Я чувствовал, что меня хотят принять в военное братство: такой дружеский подход был, даже семейный. Часто слышал фразу от старших товарищей: «Одно дело делаем».

Первые годы контрактной службы «Артист» обучал других военных инженеров минно-взрывному делу и управлению боевой машиной разминирования УР-77, в простонародье её называют «Змей Горыныч». Готовил призывников и контрактников, а позже, в период проведения специальной военной операции, у молодого инструктора появилась новая задача.

- До этого несколько лет обучал, а потом пришлось и мне подтягивать знания. Готовился к выполнению боевых задач в инженерно-штурмовой роте, тогда я и познакомился со всеми нюансами работы таких подразделений. Сначала в Муроме обучались на территории воинской части, потом ещё месяц в тыловых районах ДНР, где теория обрастала практикой.

- В чём отличие инженеров-штурмовиков от обычных штурмовых подразделений?

- Когда люди слышат слово «штурм», то представляют военных, которые идут на прямой контакт с противником, выдавливают его из домов, траншей и окопов. Так вот, а мы идём впереди этих людей и готовим всё для успешной атаки: разминируем пути подхода, ставим заграждения в местах, где противник может контратаковать. Я на себе всё это прочувствовал в первой боевой вылазке в районе Очеретино. Командир роты тогда сказал: «Непростая задача, но знай, что будут ситуации ещё более трудные и опасные, а каждый боевой выход даст тебе бесценный опыт». Мы вышли группой из четырех человек, по двое, на установку заграждений и снятие мин противника. Поначалу я даже не представлял всю опасность работы, но это только до момента нашего отхода и начала миномётного обстрела. Еще и «эфпивишки» (дроны-камикадзе ВСУ) налетели, мы успели забрать вторую группу, отразить атаку беспилотников и вернуться в подразделение.

Перед первым боевым выходом. Фото из личного архива

Слова командира роты подтвердились - следующий выход был труднее и опаснее. Как говорит «Артист»: «Выбрались с Божьей помощью».

- На следующий день задача стояла только в установке минно-взрывных заграждений, чтобы сдержать противника, способного помешать нашим штурмовым группам. Уже возвращались, когда по рации сообщили, что враг начал наступление. Кольцо вокруг нас сжималось, рядом ложились танковые выстрелы. Вовремя подоспели наши штурмовые отряды, и вместе с ними мы отбили наступление противника, который по числу превосходил в несколько раз.

Не раз группа инженеров-штурмовиков выходила на охоту за натовской техникой, бесшумно выставляя ловушки на крупного «зверя» в нескольких десятках метров от мест скопления противника. 

- В Новогородовке мы заметили, что противник постоянно подвозит на американских «Брэдли» десант и высаживает его в одном и том же месте, иногда туда же «Леопард» заезжал для прикрытия. Ночью мы выдвинулись к этой точке и начали аккуратно ставить мины, маскируя их так, чтобы враг ничего не заподозрил. До их «опорника» - опорного пункта - было меньше сорока метров, слышали «мову» и гудение генераторов. Затем мы так же скрытно отошли, а наутро несколько «американцев» полыхали ровно на том месте, где ещё вчера высаживалось подкрепление.

- Как удалось так близко и незаметно подобраться?

- Секрет простой: наша группа выдвигается на несколько дней и ждёт удобного момента, чтобы сделать врагу «подарок». В тот раз мы просидели в засаде три дня, еды и воды хватило, терпения - тоже.

Четыре против двадцати, именно в таком соотношении сил нашим сапёром пришлось противостоять противнику, когда один из скрытных отходов не удался.

После очередной боевой задачи. Фото из личного архива

- Четыре вражеские группы по пять человек начали окружать, но всё-таки, отстреливаясь, мы смогли пробиться к нашим пехотинцам, которые сами уже переходили в наступление и дали нам возможность отойти. Когда в безопасное место вышли, я трясущейся рукой полез в карман и достал конверт, где лежит письмо от Леры, моей жены, и фотография, на которой супруга держит на руках нашу доченьку. Знаете, может трудно поверить, но эта фотография мне жизнь спасает. Когда на одной из крайних задач попал под обстрел, а рядом жужжали беспилотники, я укрылся в полуразрушенном здании, достал фотографию и смотрел на любимых, мысленно повторяя, что дал им обещание вернуться живым и здоровым. Потом, когда орудия врага стихли, смог вернуться на «базу» целым и невредимым. Вот так любовь родных меня оберегает.

Фото из личного архива

За свои боевые заслуги «Артист» представлен сразу к двум государственным наградам: к медалям Жукова и Суворова. Он и сейчас продолжает выполнять задачи в зоне специальной военной операции. Семья очень гордятся своим защитником Отечества.

- Сестра ещё учится в школе. Шлёт письма, небольшие поделки – поддерживает всеми силами, хотя я знаю, как сильно она переживает и волнуется. Там, в школе имени Героя России Александра Позынича, каждый день говорят о достойных людях. Иногда приглашают в классы ветеранов спецоперации, чтобы те рассказали о боевых наградах, товарищах или подвигах, а учителя и одноклассники упоминают обо мне, мол, а вот у этой девушки сейчас брат на фронте защищает наших сограждан, очень ждём его возвращения, - эти слова очень радуют сестрёнку.

Сейчас инженерно-штурмовая рота «Артиста» вместе с подразделениями пехоты ведёт бои за Новопавловку, выдавливая оттуда противника. Их поддерживает огнём артиллерия и прикрывает беспилотная авиация. К слову, наш сегодняшний герой развивает свой потенциал и становится «многозадачным» бойцом, овладевая в полевых условиях искусством полёта на управляемых «птицах». Теперь он не только поддерживает товарищей на земле, создавая проходы для штурмовиков, но помогает им в небе, ведя наблюдение за противником и нанося ему удары с воздуха.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29474 от 4 марта 2025

Заголовок в газете: Секреты мастерства от «Артиста»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру