Большинство современных пациентов знают: прежде чем идти к врачу, следует «пробить» его профессиональную биографию. Такая бдительность у нас не от хорошей жизни. В клиниках можно запросто наткнуться на гастроэнтеролога, которой еще три месяца назад числился терапевтом. Или гинеколога с богатым стоматологическим прошлым. На кабинетах таких врачей впору вешать табличку «осторожно, специалист!».
Медикам стало проще простого если не переобуться в полете, то переучиться на бегу. В России расплодились сомнительные конторы, которые занимаются обучением медперсонала по последнему веянию времени: быстро, за два-три месяца, и онлайн. Такую возможность они получили в 2012 году, когда был принят закон, позволяющий медикам получать дополнительное образование и повышать квалификацию в частных лавочках.
По данным ГД, в год из таких заведений с сертификатами о повышении квалификации выпускаются до миллиона врачей и работников системы здравоохранения среднего звена. А специализацию в онлайн-режиме ежегодно получают от 70 до 90 тысяч докторов.
Еще на самом старте проработки реформы системы медицинского образования Вячеслав Володин отмечал, что дистанционное обучение врачей или фармацевтов без научной базы и практики – это «абсолютная профанация, ценой которой будут врачебные ошибки».
Глава думского комитета по науке и высшему образованию Сергей Кабышев (СРЗП) также заявил о многочисленных злоупотреблениях при применении электронных и дистанционных технологий обучения в медицинском образовании.
- Процесс разработки поправок не был простым, но мы все взвесили и пришли к решениям, которые не являются паллиативными, - заверил Кабышев и перечислил эти решения.
Во-первых, вводится запрет на применение электронного и дистанционного обучения при реализации профессиональных программ медицинского и фармацевтического образования, за исключением случаев, определённых федеральными стандартами.
Во-вторых, разработка и утверждение типовых дополнительных профессиональных программ медицинского образования закрепляется только за Минздравом.
Третье решение напрямую касается участников рынка образовательных услуг. На них будет наложено обязательство получить заключение Росздравнадзора о наличии необходимого кадрового и материально-технического обеспечения. Это значит, что непонятные конторы, которые просто продают онлайн-курсы, будут вынуждены закрыться. Ну или на худой конец будут учить не врачей, а психологов, гипнотерапевтов, остеопатов, натуропатов и нутрициологов. За эту братию думцы еще не взялись, хотя и вовсю подбираются к ней.
Наконец, законопроект устанавливает, что дополнительное профессиональное медицинское образование будет подлежать лицензированию по видам конкретных программ.
Логичное и, казалось бы, простое решение далось думцам с большим трудом. На это намекнул спикер Володин и отдельно упомянул о том, что очень нелегко пришлось главе Минздрава Михаилу Мурашко. Видимо бизнес-лобби давило сильно. Однако профильное ведомство оказалось солидарно с парламентариями. Главный принцип медицины: «знаю – значит могу сделать», напомнил Мурашко. Он и его замы приехали в нижнюю палату 25 февраля, чтобы поддержать реформу медобразования.
- Та система, которая сейчас сложилась в связи с принятием в 2012 году закона, в настоящее время действительно показывает порочную практику. Об этом говорит и ряд уголовных дел. Мы видим, что подготовка специалистов в таком формате неудовлетворительна, - подтвердил опасения депутатов министр здравоохранения.
Ко второму чтению межфракционный законопроект о запрете дистанционного образования для медицинских работников и фармацевтов набрал 15 поправок. Ни одна из них не вызвала дискуссию. Вся таблица с корректировками была принята единогласно (416 «за»).
Более того, нижняя палата решила одним днем рассмотреть законопроект сразу во втором и итоговом, третьем чтениях. Никто из депутатов даже не стал брать слово – до такой степени очевидна проблема и связанные с ней риски.
- Нам необходимо сделать всё для повышения качества медицинского образования, - призвал Вячеслав Володин, - А значит и качества медицинской помощи…Порочная практика, когда отдали на откуп коммерческим организациям повышение квалификации медработникам, приводит к плохим последствиям. Как правило отсутствует клиническая база, научная школа. Кроме как печатью эти организации ничем не обладают.
Принят закон был единогласно (420 «за»).