Первое очевидное препятствие на пути к прекращению военных действий на Украине — это различие в позициях РФ и США. Знатный ненавистник России, отставной премьер-министр Швеции Карл Бильдт недавно высказался в том смысле, что Трамп пошел на ключевые уступки Путину еще до начала содержательных переговоров. Готовность Вашингтона признать, что Украина вряд ли станет членом НАТО, и то, что Киеву придется пойти на территориальные уступки Москве, — это действительно важно. Это фундамент, на котором может строиться дальнейшее взаимопонимание с Москвой. Однако фундамент — это всего лишь фундамент. Без «надстройки» он так и останется недостроенным сооружением. А по поводу этой потенциальной «надстройки» взгляды Москвы и Вашингтона, насколько мы можем судить, по-прежнему различаются.
Американский «образ желаемого завтра» для Украины — это банановая республика с той лишь разницей, что вместо бананов Трамп и его команда намерена за гроши вывозить из соседней с нами страны литий и прочие минералы. Украина, которая в экономическом смысле стала колонией США и в которой в качестве «гарантий безопасности» будут расквартированы войска европейских членов НАТО — это явно не то, чего хотят в Москве. НАТО — это всего лишь лейбл, торговая марка. Россия начала СВО не из-за политического фетишизма, а для того, чтобы предотвратить военное освоение Украины со стороны западных держав. Сейчас Кремлю по сути предлагают рассмотреть то же самое в качестве одного из ключевых элементов «мирного урегулирования» на Украине. Похоже на попытку обмануть наивных туземцев, впарив им стеклянные бусы.
Войска Великобритании на Украине — премьер сэр Кир Стармер уже выразил готовность их туда отправить — всегда будут восприниматься Россией как враждебные силы вне зависимости от того, будут ли они именоваться «миротворцами» или нет. Накануне своего отлета в Саудовскую Аравию Сергей Лавров отнюдь не случайно сыграл на понижение ожиданий от грядущих переговоров, заявив, что эмиссары Москвы намерены в первую очередь «послушать» своих американских собеседников. На данный момент у Путина и Трампа есть лишь обоюдное желание договориться о чем-то прорывном, масштабном и даже историческом. Это уже немало. Но этого пока недостаточно.
Но допустим, это «достаточное» появится — пусть не сейчас, но в обозримой перспективе. Тогда на передний план выйдет другая задача — принуждение к миру восставших сателлитов США. К Зеленскому в Россия принято относится с презрительной снисходительностью. Мол, чего с него взять? Клоун, паяц, шоумен, хам и грубиян. Все эти эпитеты имеют право на существование. Но врага нельзя недооценивать. Отставной комик Зеленский управляет сейчас Украиной железной рукой, как капризный и истеричный диктатор. Зеленский контролирует весь карательный государственный аппарат и без колебаний его использует для того, чтобы «загасить» своих реальных и потенциальных конкурентов — даже главу основной оппозиционной партии в парламенте, которому сейчас, согласно его жалобам, не на что сейчас «купить кофе на заправке».
А еще Зеленский без колебаний открыто говорит «нет» Трампу. Конечно, силы в этом поединке не равны. У американского лидера более чем достаточно возможностей для того, чтобы поставить зарвавшегося лидера киевского режима на место. Но это потребует сил и ресурсов, масштабных трат политического капитала со стороны американской администрации. Готова ли она к этому – особенно, учитывая то, что параллельно с укрощением Зеленского ей придется тратить не меньший – а то и больший – объем сил и ресурсов на укрощение той агрессивно настроенной части Европы, которая сейчас закусила удила и угрожает начать в отношении Украины свою собственную игру? То, как жестко команда Трампа – в лице того же Стивена Уиткоффа, который сейчас переключился на разруливание украинского конфликта – продавила правительство Израиля, подталкивает нас к выводу, что это в принципе это вполне возможно.
Но «принцип» и «практика» – это, как мы знаем, разные вещи. Что и когда произойдет на практике – покажет только сама практика.