"МК": Тимур, что готовите к юбилею Победы?
– Множество мероприятий, посвященных 80-летию Победы, пройдут в течение всего года. К 9 мая будет приурочена историческая реконструкция «Бой после Победы». Ведь даже после подписания капитуляции Германией бои на разных участках продолжались вплоть до лета 1945 года. Официально война вроде как закончилась, но наши бойцы продолжали выполнять свой долг перед Родиной, и многие из них погибли в этих сражениях. Реконструкции с участием исторических клубов будут проводиться в различных регионах, включая Москву, Московскую область, Псков, другие города.
Будут организованы интерактивные исторические площадки, например «Оружие Победы». Там можно будет не только увидеть, но и подержать в руках образцы стрелкового оружия времен войны – такие, как винтовка Мосина и автомат ППШ – пистолет-пулемет Шпагина.
Участники военно-исторических клубов в военной форме образца 1945 года продемонстрируют, как выглядели бойцы армии-победительницы.
Еще будет представлена площадка «Медсанбат», показаны условия, в которых перевязывали раненых бойцов. Там же все желающие, в том числе школьники, смогут получить навыки оказания первой медицинской помощи, включая транспортировку раненых.
Вообще, в работе военно-исторических клубов и реконструкторов все больше интерактивных стендов и технологий. И это правильно. Это привлекает молодежь. Например, планируем представить тренажер для летной подготовки – так называемый симулятор полета, на котором желающие смогут попробовать себя в роли пилота самолета.
В прошлом году, кстати, опробовали тренажер для авиационного стрелка-радиста. Он позволяет имитировать условия воздушного боя. Человек, оказываясь в роли стрелка, ощущает себя «в процессе», начинает лучше понимать, что чувствовали и как воевали фронтовики. Значительно повышается интерес к истории.
Еще одно направление нашей работы в юбилейный год условно можно было бы назвать «В 6 часов вечера после войны». Это проект, вдохновленный военным фильмом, создает атмосферу празднования победы. Там нет сражений и оружия. Мы просто показываем, как люди радовались окончанию войны, ликовали, танцевали, веселились. Такие театрализованные представления пройдут в Москве, Пскове, других городах, в том числе за рубежом. Мы продолжаем поддерживать это начинание, чтобы сохранить память о празднике и создать атмосферу радости и единства.

"МК": Для чего, на ваш взгляд, вообще нужны военные исторические реконструкции?
– Многие уже привыкли к реконструкциям боев и сражений, во время которых усилиями любителей военной истории как бы оживают далекие события: бегут солдаты, гремят взрывы, движется военная техника. На самом деле историческая реконструкция – явление сложное и объемное.
Во-первых, это воссоздание материальных артефактов разных эпох. Например, коллеги, занимающиеся Древним Римом, изготавливают металлические и деревянные копья, камнеметы. Мы, в свою очередь, по теме Великой Отечественной войны воссоздаем военную технику, строим танки с нуля и делаем макеты. Например, несколько лет назад мы сделали работающий макет зенитного пулемета. Настолько качественно, что его потом использовали для съемок в кино.
Важное направление – пошив формы и костюмов соответствующих эпох. Для воспроизведения событий Великой Отечественной войны это проще, так как есть большое количество архивных источников и фотографий. Для более ранних эпох, например раннего Средневековья, – сложнее. Фотографий, разумеется нет, но есть художественные полотна, а также археологические находки и артефакты. Любители военной истории изучают найденные захоронения воинов, ткани, пошив, чтобы обеспечить историческую достоверность. Воссоздание определенных элементов быта или культуры также является частью исторической реконструкции.
Финал нашей работы — собственно реконструкции, воссоздание военных событий. Чтобы их верно "оживить", приходится изучать военные уставы той поры.
"МК": Артефакты тоже используются? Например, образцы военной формы, оружия?
– Что касается реконструкции событий Великой Отечественной войны, то в конце 1990-х — начале 2000-х нередко использовали оригинальную форму: к тому времени ее много еще хранилось на складах. Но сейчас от этого ушли. Мы используем новодельные образцы, так как старые вещи в основном находятся в частных и музейных коллекциях и предназначены для показа, а не для ношения.
По оружию ситуация следующая: сейчас есть много фирм, которые делают полноценные копии оружия — мечей, сабель, автоматов, пулеметов. Однако они используют хрупкий металл, что делает такие копии непригодными для использования даже в показательном бою. Появились мастерские, которые делают качественные копии из нормального металла и дерева, которые сложно отличить от оригинала, кроме, может быть, веса. Также остаются макеты боевого оружия, которые были деактивированы, то есть не могут быть использованы по прямому назначению. Мы используем их для выставок и в кино, если они обеспечивают имитацию выстрела.
"МК": А кто выбирает эпизод, который предстоит воссоздать для зрителя?
– Это зависит от нескольких факторов. Первое – место. Например, мы каждый год проводим мероприятие, посвященное контрнаступлению под Москвой, которое началось 5 декабря 1941 года. Проводим в деревне Лызлово, где отец Александр построил храм в честь воевавшей здесь в 1941 году сибирской дивизии. Мы проводим реконструкцию, которая показывает, как это было.
В последние годы мы чаще организуем интерактивные площадки, а ранее обычно проводили большие реконструкции сражений в тех местах, где эти события проходили.
Второй момент – даты проведения реконструкций. Обычно события привязываются к определенным датам. Например, действо, посвященное Курской битве, традиционно проводится в августе. Мы организуем фестиваль под Волоколамском, показывая события, связанные с Курской дугой. Задействуем более 30 единиц техники, включая до 15 танков. Это одна из крупнейших реконструкций с участием тяжелой техники в мире.
Бывают реконструкции, посвященные конкретным подвигам наших защитников. Таким, как подвиг Александра Матросова, закрывшего своей грудью амбразуру вражеского дота.
"МК": Военные реконструкторы сами по себе работают или с кем-то взаимодействуют?
– Организатором мероприятия могут быть и Минкульт, и Минобороны, и Российское военно-историческое общество, и местные муниципалитеты. Они приглашают нас, чтобы мы предложили сценарий, формат мероприятия. Ну а практическая реализация – наша. Мы показываем зрителям реконструкцию, чтобы они воочию видели исторические события.

"МК": Какие эпохи, герои или события интересуют аудиторию и вас лично?
– Для каждого реконструктора то, чем он занимается, – это прежде всего увлечение, хобби. Я всегда интересовался морской темой, поэтому мне интересна морская пехота. Начинал с периода Великой Отечественной войны, а сейчас собираю костюм петровских морских пехотинцев.
Мой основной интерес – 20-й век: Первая мировая, Гражданская и Великая Отечественная войны. У меня есть комплект обмундирования и амуниции и на другие эпохи, но я стараюсь сосредоточиться на этом. Многие реконструкторы не ограничиваются одной эпохой и имеют костюмы разных периодов.
"МК": Задействуете ли вы как-нибудь животных в реконструкциях, например лошадей?
– Безусловно, лошади – традиционный участник реконструкций, особенно при воссоздании тех событий, где задействована кавалерия. Например, на Бородино кавалерия играла большую роль, и без нее трудно представить сражение. Многие группы реконструкторов занимаются кавалерией, проводя тренировки и клубные походы для отработки навыков.
В Великой Отечественной войне также были кавалерийские отряды. Поэтому мы стараемся задействовать лошадей, когда это возможно. Первую мировую и Гражданскую войны тоже трудно представить без кавалерии.
Часто используем и служебных собак. Например, в реконструкции событий Второй мировой войны. Их использовали на фронте при разминировании, а также для доставки на передовую боеприпасов, медикаментов. Некоторые военные музеи проводят мероприятия с показом работы служебных собак. В реконструкции это сложнее сделать. Но у нас есть владельцы собак, которые натаскивают своих питомцев. Мы стараемся включать такие элементы в свои показы. Например, задержание условного противника на границе. Это всегда зрелищно и интересно.
"МК": Сколько времени уходит на подготовку одного такого показа?
– С годами становится проще, так как нарабатывается опыт. Для подготовки реконструкции, как говорится, с нуля требуется не менее двух месяцев подготовки.
Большие фестивали, куда приезжают 500−600 человек, требуют на подготовку полгода, а лучше – год. Это связано не столько с поиском материалов, сколько с участниками, так как военная реконструкция – это больше хобби. Люди планируют свои поездки заранее, и нам нужно учесть интересы всех участников и все скоординировать.
На фестивале под Волоколамском, например, максимальное количество участников в реконструкции составило 1200 человек. Обычно в средней реконструкции участвует 100−150 человек. Участники приезжали не только из России, но и из-за границы: Италии, Америки, Израиля, Японии. В Волоколамске был большой фестиваль с программой, анонсированной за год. Аналогично было с Крымским военно-историческим фестивалем, где в первый раз приехали до 200 участников, а потом их количество увеличивалось.
"МК": Какова ваша главная цель, сверхзадача, так сказать?
– Цель исторической реконструкции – сохранение и воссоздание событий, связанных с войной. Наша задача – показать, какой ценой достигнута победа. Это важно для сохранения мира.
Важно и воссоздание картин быта, культуры родной страны. Например, кузнечного или гончарного дела, ремесел. Приобщение к культуре своей страны – одна из целей исторической реконструкции и моя личная цель.
"МК": Насколько, на ваш взгляд, молодежь заинтересована в таких проектах?
– Мы много лет работаем с детьми и молодежью и наблюдаем, как у них загораются глаза на интерактивах и при реконструкции сражений. Дети приходят с родителями. Например, моя дочка, когда была маленькой, просила взять ее на реконструкцию. Это увлекает семьи, вызывает общий интерес.
Увлеченных военной историей людей немало. У нас был проект «Юнармейский исторический десант». Мы создавали клубы детской исторической реконструкции в разных регионах. Когда сверстник в форме рассказывает о событиях, это вызывает больший интерес у его одноклассников.
Мы работаем и с молодежными клубами, где несколько взрослых наставников помогают прививают интерес молодежи к этой деятельности. Я сам начал заниматься реконструкцией 15 лет назад и сейчас понимаю, как важно привлекать молодежь.
"МК": Можно ли сказать, что кино, Интернет и подобные вещи являются конкурентами военно-историческим клубам и организациям?
– Помните фильм «Москва слезам не верит»? Там один из героев утверждал: скоро не будет ни кино, ни театра, а только сплошное телевидение... Как видим, он ошибался. Сейчас точно так же говорят, что Интернет заменит все. Посмотрим. Мне кажется, все эти направления сосуществуют, и каждая имеют свою нишу.
У нас есть программа «Мы из будущего», где молодые ребята приезжают в наш исторический лагерь. Они сдают на хранение гаджеты, погружаются в атмосферу Великой Отечественной войны, переодеваются в форму. На три дня они выпадают из цифровой зависимости, становятся бойцами молодого призыва и участвуют в постановочных боях. Участники описывают эти воспоминания как самые сильные в жизни. Хотя, может, это не для всех, но есть молодежь, которая вовлекается в наше движение.
"МК": На ваш взгляд, чего не хватает с точки зрения военно-патриотического воспитания молодежи?
– Я бы сказал, что мешает формализм. Как только эта работа становится обязательной и входит в некую необходимую отчетность, это дискредитирует саму идею. Формальное отношение к человеку и к порученному делу приводит к обратному результату. Поэтому помощь энтузиастам очень важна. Все это держится на отдельных энтузиастах, которые создают военно-исторические клубы при школах или учебных заведениях. Необходимо поддерживать их: предоставить помещение, финансирование на развитие, помогать в проведении мероприятий – тогда движение будет развиваться. Это как сад, который нужно поливать, чтобы он рос.