Объяснение таково: оказывается Маск "не зиганул, а исполнил «салют Беллами»" - часть ритуала принесения клятвы флагу Соединенных Штатов, появившегося в конце XIX века. В первоначальном его варианте ритуал предусматривал следующий алгоритм: во время произнесения слов "клянусь в верности моему флагу", правая рука поднималась к груди, а затем резко вскидывалась вверх и направлялась на звездно-полосатое полотнище.
Объяснение, однако, трудно назвать исчерпывающим. Во-первых, даже если брать старую версию клятвы, то Маск явно нарушил порядок: насколько можно было видеть и слышать, никаких слов он при вскидывании руки не произносил. Во-вторых, ритуал давно изменен. 22 декабря 1942 года Конгресс США принял поправку к соответствующему закону, после чего клятву стали произносить, просто положив правую руку ладонью на сердце - безо всякого вскидывания.
Догадаться, по какой причине были внесена поправка, думается, несложно. Да-да, из-за того самого: вступившая в войну с Третьим рейхом и фашистской Италией Америка не могла допустить, чтобы ее государственные ритуалы походили на те, что практикуют их противники. При этом изначально в жесте ничего нацистского не было: и немецко-нацистское, и итальянско-фашистское приветствие, и американский "салют Беллами" - разновидности "римского салюта", появившегося, как считается, еще в античные времена.
Но считать на этом основании жест абсолютно невинным - все равно что оправдывать таким же образом свастику. Ее ведь тоже придумали отнюдь не фашисты. Кто именно - уже и не скажешь. Даже страну назвать нельзя: по той простой причине, что стран в те времена еще не было. Первые изображения свастики датируются эпохой позднего палеолита: дело было 20-25 тысяч лет до нашей эры.
Изначально свастика была символом солнца (солярным знаком) и удачи. Само это понятие возникло из сочетания двух санскритских слов: "су" ("благо") и "асти" ("быть"). И означало благополучие, благоденствие. Если говорить о нашей стране, то даже этот знак не был под запретом вплоть до начала 1920-х годов. Встречался, к примеру, на денежных купюрах и даже на униформе бойцов Красной армии: утвержденный в ноябре 1919 года приказом командующего Юго-Западным фронтом отличительный нарукавный знак калмыцких формирований РККА включал в себя правостороннюю свастику.
Отношение к знаку изменилось лишь в конце 1922 года. "На многих украшениях и плакатах в дни последнего празднества (годовщины Октябрьской революции. - "МК"), как и вообще на разного рода изданиях и т. д., по недоразумению беспрестанно употребляется орнамент, называющийся свастикой, - писал в своей статье "Предупреждение", опубликованной в газете "Известия" 11 ноября 1922 года нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский. - Так как свастика представляет собою кокарду глубоко контрреволюционной немецкой организации "Оргеш", а в последнее время приобретает характер символического знака всего фашистского, реакционного движения, то предупреждаю, что художники ни в коем случае не должны пользоваться этим орнаментом, производящим, в особенности на иностранцев, глубоко отрицательное впечатление".
Случившееся после прихода Гитлера и его партии к власти репутацию свастики, мягко говоря, не улучшило. Испортило древний символ если не навечно, то, по меньшей мере, на века. Наполнило его совсем иными, далекими от изначального смыслами. И Hitlergruss, "гитлеровское приветствие", под какими бы псевдонимами оно ни пряталось ("римский салют", "салют Беллами" и т.д. и т.п.), в приличных обществах в той же самой, табуированной категории. Репутация, то есть создавшееся общественное мнение о достоинствах и недостатках кого- или чего-либо, в подобных делах играет определяющую роль.
И коли уж зашла речь о репутациях, то никак нельзя пройти мимо реноме самого Маска. Оно тоже вызывает определенные вопросы. Вернее, в данном случае скорее ответы. Сам он, кстати, не удостоил критиков его "салюта" ответа по существу. Написал лишь в своем X, что "нападки в духе "все Гитлеры" уже надоели". Что говорит о том, что с нападками такого сорта он сталкивается далеко не впервые.
Нет, с Гитлером, справедливости ради, его не сравнивают. Во всяком случае, пока. Даже в приверженности к нацистской идеологии вроде бы никто не обвиняет. Но вот в том, что он вовсю якшается с приверженцами таковой, водит с ними компании и хороводы, упреков достаточно много. И сказать, что они совершенно безосновательны, никак нельзя. Яркий пример - тесная дружба Маска с ультраправой немецкой партией "Альтернатива для Германии".
Конечно, АдГ - не "классические" нацисты, не НСДАП времен расцвета гитлеровской диктатуры. Сами "адэгэшники" всяческими открещиваются от клейма иделогических наследников фюрера Третьего рейха. Даже критикуют Гитлера. Правда, критикуют своеобразно.
В ходе недавней "онлайн-дискуссии" с Илоном Маском, которую правильнее назвать дружеской беседой, сопредседатель партии и кандидат в канцлеры Алиса Вайдель назвала Гитлера... коммунистом. Мол, вся проблема в том, что фюрер был чересчур левым: был бы по-настоящему правым, такого бы безобразия не допустил.
А некоторые ее соратники и вовсе на заморачиваются с идеологической маскировкой. Так, к примеру, один из наиболее известных и ярких партийных деятелей, лидер отделения "Альтернативы" в Тюрингии Бьорн Хёке, считает проблемой то, что Гитлера "представляют как абсолютное зло", критикует возведенный в Берлине Мемориал жертвам Холокоста и призывает развернуть на 180 культивируемую в государстве политику памяти с ее акцентом на признание ответственности нации за совершенное в эпоху правления нацистов.
Вот прямая речь сего "антифашиста": "Мы, немцы, весь наш народ - это единственный народ в мире, который насадил памятник позора в сердце собственной столицы. До сих пор наше моральное состояние соответствует расположению духа полностью побежденного народа".
Словом, скажи мне, кто твой друг... Да, сам Илон Маск, в отличие от своих немецких друзей, ничего такого, надо признать, не говорит. И в цитировании "Майн кампф", в отличие тех же партайгеноссе (у них, как ни сдерживают себя, время от времени прорывается), до сих пор тоже не замечен. Но, как утверждают психологи, язык жестов порой гораздо информативней и откровенней вербального.