В Балтийском море было зафиксировано повреждение очередного подводного кабеля, соединяющего Швецию, Финляндию, Литву и Германию. Об этом 13 января сообщил телеканал SVT.
«Сегодня мы можем подтвердить: обнаружены следы якорного волочения, предположительно, связанного с китайским сухогрузом Yi Peng 3, неподалеку от кабеля NordBalt, пролегающего между Швецией и Литвой», — сообщил министр гражданской обороны Швеции Карл-Оскар Болин.
По его словам, Министерство обороны Швеции связывает повреждение с действиями экипажа китайского судна, которое находилось на якоре примерно в 160 километрах от побережья. Согласно данным телеканала, инцидент мог быть преднамеренным, а капитан судна, возможно, сотрудничал с российскими спецслужбами.
Интересно, что этот инцидент совпал по времени с развертыванием корабельной группировки НАТО в Балтийском море и подготовкой к очередному саммиту альянса, который пройдет 14 февраля в Хельсинки. На повестке дня встречи заявлены вопросы укрепления военного присутствия НАТО в регионе и противодействия российскому «теневому флоту». В саммите примут участие лидеры Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Дании, Швеции, а также канцлер Германии и генеральный секретарь НАТО Марк Рютте.
По итогам саммита ожидается публикация официального заявления с описанием мер НАТО, направленных на противодействие разрушению подводной инфраструктуры.
Финская журналистка Мария Стенрус считает, что НАТО работает над созданием гибридной стратегии, направленной на сдерживание действий России в Балтийском регионе. Среди мер, которые обсуждаются, предполагается внедрение современных технологий для мониторинга, а также изменения в законодательстве, позволяющие задерживать суда, перевозящие российскую нефть.
Великобритания уже объявила о запуске операции под названием Nordic Warden, целью которой является отслеживание судов российского «теневого флота» в акватории Балтийского моря. Для этого применяется новая система мониторинга, оснащённая элементами искусственного интеллекта. Что касается изменений в юридической трактовке, конкретных разъяснений пока не поступало. Ранее финские СМИ сообщали о вооружённом захвате торгового судна «Eagle S» в международных водах Финского залива, называя этот случай беспрецедентным.
«Я бы хотела ошибиться, но считаю, что можно ожидать каких-либо оговорок в интерпретации международного морского права, призванных узаконить этот акт и последующие. Так или иначе, любые подобные оговорки, которые могут быть приняты странами региона в отношении международного права, будут являться незаконными и представляют собой угрозу, которая приведет к серьезной эскалации обстановки в Балтийском море. То, что мы сейчас наблюдаем на Балтике, по сути означает переход западных стран от санкций к военным мерам: корабли НАТО уже приступили к патрулированию, система слежения развернута – осталось лишь «узаконить» последующие действия», – пишет автор тг-канала «Северяночка».
Сейчас, после вступления в силу очередных западных санкций, в океане «зависли» 65 танкеров с российской нефтью, об этом пишет Reuters.
Пять танкеров дрейфуют у берегов Китая, еще семь — возле Сингапура, остальные в Балтийском море и на Дальнем Востоке. Некоторые из судов ранее находились в портах Ирана, другие — в районе Суэцкого канала.