Ни для кого не секрет, что Словакия и Сербия – две страны, которые отстаивают необходимость продолжения диалога с Россией. Более того, что Братислава, что Белград этот диалог активно и продолжают. Так, например, словацкая делегация не брезгует поездками в Москву, сербские политики также нередкие гости в российской столице.
Курс Запада тоже известен. А если кто-то не следует этим «правилам», то пожалуйста – вот вам проблемы, поданные на блюдечке. Приближение смены власти в США заставляет западный мир усиливать и без того грязную геополитическую игру. Между Россией и её государствами-партнёрами по всему миру эти антироссийски настроенные державы пытаются вбить клин.
Очень показательна, например, история вокруг сербского НИС: США настаивают на полном выводе российского капитала из этой компании до конца февраля. Принуждение Сербии не мытьём, так катаньем присоединиться к антироссийским санкциям – налицо. И в этом случае слава Богу, что российско-сербские контакты не прекращаются, и Россия, как заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, запросила срочные консультации с Сербией по этому вопросу. Очень мудро.
Но вернёмся к новостям о вотумах доверия или недоверия. Тут уж каждый выбирает сам. В случае со Словакией инициировала всё оппозиция. Она не скрывает, что главная причина – недовольство внешнеполитическим курсом Фицо. Какая-то святая простота. Хотя о святости и речи быть не может.
Что же касается Сербии, то здесь действующие власти решили традиционно сработать на опережение. Как объяснил сам Вучич, причиной для инициированного правящей Сербской прогрессивной партией референдуме о доверии президенту стало исследование неправительственной организации CRTA. Согласно этому исследованию, 52% сербов якобы высказались бы за отставку президента, а 34% – против. Ясно, что приставка «неправительственная» говорит о многом. Кто её финансирует – всегда вопрос, но вот ответ зачастую очевиден.
Тем не менее, уже не в первый раз мы видим, как действующая сербская власть проявляет смелость, сразу же инициируя своего рода «проверку» себя же. В первый раз, когда это случилось, были проведены парламентские выборы. Сербская прогрессивная партия доказала свою силу, одержав громкую победу. Естественно, после этого мы стали свидетелями чудом не свершившегося госпереворота по сценарию украинского Майдана. И, кстати, не последнюю роль в остановке провала сыграла Россия.
Сейчас мы наблюдаем практически то же самое. И есть определённая уверенность в том, что против отставки Вучича будет больше людей, чем за отставку.
Всё это происходит ещё и на фоне продолжающихся протестов оппозиции из-за трагедии в Нови-Саде. При этом власти выполняют требования настолько, насколько их выполнить на этапе расследования возможно. И тем не менее – толпа не унимается.
Очевидно, что все эти вотумы не призваны устаканить и привести в чувства власть. Нынешняя Сербия при Вучиче с объективной точки зрения стала на Балканах ещё более сильным государством, изо дня в день наращивая свой экономический потенциал. Нет, дело совсем не в том, что живётся плохо. Дело в желании в очередной раз попытаться разорвать Сербию, подчинить её, отвести от России как партнёра и просто хорошего друга.
Примерно то же происходит и со Словакией. Появление Роберта Фицо с альтернативной внешнеполитической повесткой вывело из себя Запад, который никак не ожидал, что маленькое послушное Вашингтону государство резко начнёт поворачивать «лодку» против дующего из-за океана. И даже не удивило, что разговоры о вотуме недоверия возникли ровно после приезда Фицо в Москву и ровно во время нахождения словацкой делегации в российской столице.
Мы также видим, что даже внутри Европы усиливаются определённые антизападные «клубы». Так, неожиданно, но вполне объяснимо, создался треугольник Венгрия-Словакия-Сербия. При сложении сил эти три страны способны нанести мощный удар по замшелой гегемонистской повестке. Но, не в обиду этим замечательным государствам, лишь при сложении сил. В одиночку им это уже будет гораздо сложнее.
Запад всё отлично считывает. Вотумы, на наш взгляд, призваны подорвать позиции действующих властей этих государств. При любом раскладе (какой бы результат ни был), это может спровоцировать внутренние волнения как в Словакии, так и в Сербии. Желание у Запада одно – поставить в этих странах «своих» политиков. Чтобы прямо были бы такими же бесцветными, как, например, сейчас во Франции или Германии. Да и много ещё где.
Чем всё это закончится – предсказать, само собой, невозможно. Однако в более раннем нашем тексте мы уже рассуждали, что происходящая ныне ситуация только лишь в Сербии всё больше приобретает черты украинского сценария формата 2014 года. На заданном отрезке времени главное не упустить нужный момент, вовремя считать и принять меры по недопущению такого фатального развития событий.