Возникли опасения по поводу цензуры секретных документов королевы Елизаветы II

Отмечена “тревожная тенденция” держать королевские досье под замком

Исследователи опасаются, что тысячи правительственных документов о покойной британской королеве Елизавете II и принце Филиппе, которые должны быть опубликованы в ближайшие два года, могут подвергнуться цензуре.

Отмечена “тревожная тенденция” держать королевские досье под замком
Елизавета II. Фото: AP.

Планируется, что эти документы будут обнародованы в 2026 и 2027 годах, через пять лет после смерти королевской четы, и в Уайтхолле начались внутренние дискуссии о том, как их обрабатывать и что должно оставаться в секрете.

Эти документы, пишет The Observer, вероятно, будут включать записи о взлетах и падениях 70-летнего правления Елизаветы II, переписку между королевским двором и правительственными ведомствами, а также отчеты о зарубежных поездках королевы, рождениях, браках, смертях, разводах и других важных событиях второй елизаветинской эпохи.

Большинство публичных документов, которые считаются имеющими историческое значение, публикуются по истечении 20 лет, но существует множество исключений для государственных документов, в том числе по соображениям национальной безопасности, раскрытия информации, которая может повлиять на международные отношения, и информации, касающейся членов королевской семьи. Кроме того, личные архивы королевской семьи в Виндзоре не считаются публичными и не подпадают под действие Закона о свободе информации.

Документы, касающиеся переписки с монархом, хранятся в тайне в течение пяти лет после его смерти, отмечает The Observer.

Члены Консультативного совета по национальным документам и архивам, официального органа, который консультирует правительственные ведомства по вопросам раскрытия публичных записей, попросят государственных служащих проинформировать их о том, как будет решаться проблема с большим количеством файлов, которые сейчас, вероятно, будут раскрыты, на фоне опасений по поводу и без того значительного количества спорных дел, связанных с королевская семья.

На этих выходных доктор Бендор Гросвенор, историк искусства, который ушел из совета в 2018 году в знак протеста против отказа правительства опубликовать статьи о скандале с Profumo, призвал к радикальному пересмотру порядка обращения с документами, когда подается заявление о предотвращении их публикации. Гросвенор сказал, что решения часто принимаются младшими государственными служащими, а не постоянными секретарями и другими высокопоставленными должностными лицами. Он сказал, что они могут быть более склонны к риску и выбирать неопределенные и сомнительные причины для сохранения файлов в своем отделе.

“Члены Кабинета министров всегда реагируют мгновенно”, - сказал Гросвенор. “Систему действительно необходимо изменить, потому что в консультативном совете работают люди, которые действительно знают, о чем говорят, и им следует доверять”.

Консультативный совет должен быть задействован, если правительственное ведомство просит сохранить файлы вместо того, чтобы передавать их в Национальный архив, а также когда в соответствии с Законом о свободе информации поступает запрос о раскрытии документов. Но Гросвенор сказал, что члены совета часто не могут подробно ознакомиться с документами и принять обоснованное решение. Он и другие критики выделили Кабинет министров, который поддерживает особенно тесные рабочие отношения с королевским домом, в качестве главного узкого места.

В прошлом году совет, председателем которого является хранитель архивов сэр Джеффри Вос и в состав которого входят ученые и бывшие сотрудники разведки, направил министру культуры письмо, копии которого были распространены в Кабинете министров и королевском доме, в попытке напомнить государственным служащим о руководящих принципах оценки соответствия королевских архивов должен быть освобожден. Целью письма было добиться более единообразного и прозрачного подхода в Уайтхолле после недовольства тем, что документы, в которых упоминаются члены королевской семьи, часто засекречиваются по надуманным причинам и годами хранятся в подвешенном состоянии.

Через пять лет после смерти Филиппа и Елизаветы II сотрудникам Национального архива также придется пересмотреть ранее закрытые королевские архивы в своей коллекции, но критики говорят, что часто они слишком стремятся сохранить королевские документы в тайне.

Доктор Элисон Макклин, исследователь из Центра академического языка и развития при Бристольском университете, сказала: “Похоже, наблюдается растущее нежелание публиковать какие-либо исторические публичные записи, касающиеся членов королевской семьи, и тревожная тенденция к закрытию доступа к записям, которые были опубликованы ранее. За последние несколько лет Национальный архив повторно закрыл или отредактировал ряд королевских документов, включая документы кабинета министров, относящиеся к Закону о регентстве 1953 года, и документы премьер-министра, касающиеся вступления в должность принца Уэльского”.

Представитель Национального архива сказал: “Согласно Закону о государственных архивах 1958 года, лица, ответственные за государственные архивы, должны принять меры для отбора тех записей, которые должны храниться постоянно, и поэтому любое правительственное ведомство или общественный орган, планирующий опубликовать документы, связанные с покойной королевой, должны следовать указаниям по отбору и передаче документов"..”

Представитель кабинета министров заявил: “Все записи публикуются в соответствии с законом о государственных архивах”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру