Германия и Франция предостерегли Дональда Трампа от любых попыток “силового перемещения границ” после того, как новый президент США заявил, что готов использовать экономические тарифы или военную мощь для захвата контроля над Гренландией, находящейся под управлением Дании, пишет The Guardian.
В поспешном телевизионном заявлении канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что высказывания Трампа вызвали “непонимание” среди европейских лидеров. “Принцип нерушимости границ применим к каждой стране – независимо от того, находится ли она к востоку от нас или к западу, – и каждое государство должно уважать его, независимо от того, маленькая это страна или очень могущественное государство”.
Эти бы разговоры вели немецкие политики, когда их страна приняла самое активное участие в насильственном расчленении Югославии и отжатии от Сербии края Косово.
Ранее министр иностранных дел Франции Жан-Ноэль Барро заявил, что Европа встанет на защиту международного права. “Не может быть и речи о том, чтобы ЕС позволял другим странам мира, кем бы они ни были, нападать на его суверенные границы”.
Барро добавил в эфире радио France Inter, что, хотя он и не верит, что США “вторгнутся” в Гренландию, “мы вступили в эпоху, когда возвращается закон сильнейшего”.
Копенгаген заявил, что открыт для диалога с Трампом о совместной работе по решению его законных проблем в области безопасности, когда речь заходит о Гренландии, отвергая при этом любую угрозу применения силы или принуждения.
Ларс Лекке Расмуссен, опытный министр иностранных дел Дании, сказал, что в интересах всех снизить накал дискуссий.
“У меня есть собственный опыт общения с Дональдом Трампом, и я также знаю, что не стоит говорить вслух все, что думаешь”, - сказал он. Он также преуменьшил вероятность того, что Гренландия когда-либо станет частью США, добавив: “Мы полностью признаем, что у Гренландии есть свои амбиции. Если они осуществятся, Гренландия станет независимой, хотя вряд ли у нее будут амбиции стать федеративным государством в составе Соединенных Штатов”.
Дания оказалась в двойном положении, столкнувшись со все более серьезными угрозами Трампа захватить остров по геостратегическим соображениям США, а также с растущими требованиями политического класса Гренландии о полной независимости от Дании.
Премьер-министр Гренландии Муте Эгеде провел переговоры с датским королем в Копенгагене в среду, на следующий день после того, как высказывания Трампа привлекли внимание к судьбе богатого полезными ископаемыми и стратегически важного острова.
В своем новогоднем выступлении Эгеде заявил, что Гренландия теперь готова сделать следующий важный шаг в стремлении разорвать “оковы колониализма”. Уже принят закон о самоуправлении, который открывает путь к референдуму о независимости. В апреле должны состояться местные выборы, которые могут стать проверкой общественного мнения относительно конституционного будущего Гренландии.
Сын избранного президента Дональд Трамп-младший во вторник ненадолго прилетел в Гренландию, поездка совпала с призывом его отца к США управлять островом, и вернулся, пытаясь создать настроение для его продажи Вашингтону.
Он сказал: “Это люди, которые чувствуют, что их эксплуатируют. Дания несправедливо обошлась с ними. Им мешают разрабатывать свои природные ресурсы, будь то уголь, уран, редкоземельные металлы, золото или алмазы. Это действительно замечательное место”.
Премьер-министр Дании Метте Фредериксен заявила во вторник, что не может представить, чтобы амбиции Трампа привели к военному вмешательству США в Гренландию. В 2019 году она назвала требование Трампа выставить Гренландию на продажу “абсурдным”. С тех пор датское правительство приняло коллективное решение попытаться успокоить эмоции.
Гренландия была датской колонией до 1953 года, но в настоящее время формально является самоуправляющейся территорией Дании и в 2009 году получила право требовать независимости острова путем голосования.
Датские политики надеются, что конфронтации удастся избежать благодаря встрече высокопоставленных должностных лиц Дании и США для обсуждения любых необходимых изменений во многих соглашениях о безопасности, подписанных двумя странами после второй мировой войны. У США есть военная база в Гренландии, космическая база Питуффик (бывшая база Туле), впервые созданная в 1941 году. Она обеспечивает важнейшие системы раннего предупреждения, необходимые для отслеживания активности России, пишет The Guardian. Другие базы были заброшены в 1970-х годах. Но с таянием льдов вокруг Гренландии возможность открытия новых торговых путей изменила значение Арктики.
В Берлине Шольц заявил, что конфликт на Украине побудила Германию как ведущую экономику ЕС значительно увеличить расходы на оборону до 2% ВВП, увеличив их более чем вдвое за последние семь лет. Он отметил, что его страна тесно сотрудничала с США для защиты национального “суверенитета и целостности” Украины. “Границы не должны быть перемещены силой”, - сказал он.
На часовой пресс-конференции во вторник Трамп отказался исключать применение военной силы для захвата Панамского канала и Гренландии, а также предположил, что намерен использовать “экономическую силу”, чтобы сделать Канаду частью США.
Эгеде, член партии “Народное сообщество” (IA), выступающей за независимость, заявил на прошлой неделе, что Гренландия "не продается и никогда не будет продаваться".
Прибыв в аэропорт Копенгагена поздно вечером во вторник, Эгеде отреагировал на отказ Трампа исключить военное или экономическое давление с целью получения контроля над Гренландией, заявив, что это “серьезные заявления”.
Его первоначальная встреча с королем, запланированная на начало дня, была отменена в последнюю минуту, поскольку офис Эгеде сослался на “ежедневную гимнастику”. Визит Дональда Трампа-младшего в Гренландию во вторник привел к тому, что отмена была воспринята некоторыми как оскорбление и позор для датского короля, который недавно изменил королевский герб, чтобы на нем были более заметны символы Гренландии и Фарерских островов, которые являются автономными территориями Дании.
Аки-Матильда Хег-Дам, депутат парламента Гренландии, представляющая партию “Сиумут” в датском парламенте, рассказала The Guardian, что она восприняла комментарии Трампа о принуждении как "направленные больше на Панаму, чем на Гренландию". Но, по ее словам, его комментарии “подчеркивают растущее геополитическое значение Гренландии”.
Она добавила: “Это также подчеркивает острую необходимость конструктивного диалога. Хотя я не интерпретирую его высказывания как угрозу применения военной силы против Гренландии или Дании, они предполагают, что Соединенные Штаты могут почувствовать себя вынужденными действовать, если королевство Дания не сможет эффективно решать проблемы безопасности”.