А еще они способны вычислить и уничтожить снайперов противник. Они способны вступить в настоящую многомесячную смертельную дуэль друг с другом, где решающим и победным фактором станут выдержка и выносливость, хладнокровие и терпение. Именно эти качества позволят произвести тот самый один-единственный выстрел. Промах может стоить слишком дорого.
Девиз снайперов: «Стреляют издалека - бьют наверняка». Бьют по наиболее важным и ключевым целям противника, нередко обеспечивают прикрытие своих войск, а также занимаются сбором разведданных.
Выход на боевое задание может длиться сутками, однако о пределе своих возможностей, каждый стрелок должен всегда помнить. Усталость и невнимательность одни из самых коварных внутренних недругов, мешающих четко выполнять поставленную задачу.
О своей работе снайперы говорят крайне лаконично: «Я лучше в бою скажу!» Немногословные. Ну, не ходят снайперы парадным расчетом по брусчатке Красной площади. А потому, говоря о своей специальности, укладываются в несколько фраз:
- Наша основная задача, - говорит командир стрелкового подразделения снайперов группировки «Восток» с позывным «Ципа», - уничтожать ключевые фигуры противника на поле боя. В наш прицел, в первую очередь, попадают расчеты пулеметчиков, автоматических гранатометов и ПТУРов (противотанковых управляемых ракет), наблюдатели и корректировщики. Ну и, конечно, командный состав.
Также мы ведем работу по срыву ротации украинских войск. Кроме того, мы прикрываем штурмовые действия нашей пехоты. Благодаря нашим штурмовым отрядам, нам удается продвигаться вперед и буквально выковыривать противника с их хорошо укрепленных позиций. Мы в этом только лишь помогаем «штормам».
А вообще, когда речь идет об атаке, то здесь больше вопрос грамотного взаимодействия, слаженности наших подразделений, а также общего прикрытия. Что же касается именно нас, то, помимо точечного поражения живой силы противника, на поле боя, мы выполняем еще одну, на мой взгляд, не менее важную функцию: сеем панику в рядах наступающего противника. Как только враг понимает, что, на том или ином участке, действуют снайперы, их продвижение замедляется, они сразу начинают больше прятаться, нежели активно наступать. Ритм самого натиска и уровень морального духа противника сразу теряются. Это очень важно для нас при обороне.
Что касается длительного позиционного противостояния, то его затянувшиеся периоды очень часто играют нам, снайперам, на руку. Солдаты противника со временем просто расхолаживаются. Начинают пренебрегать своей безопасностью: иногда слишком вальяжно перемещается по траншеям, не надевают средства индивидуальной бронезащиты. Но мы такое безрассудство быстро нивелируем своим огнем. Два-три дня нашей активной работы и враг снова сидит по норам, боится нос высунуть».
По шевронам «восточных» снайперов, с которыми сегодня беседую, можно открывать для себя неизвестные для себя уголки отечественной географии. Например, «Ципа» неспроста носит такой позывной, прописанный на его шевроне. Просит не путать его с цыпленком и не ошибиться в правильности написания своего фронтового прозвища, мол, он – «Ципа» через «и», а никак не через «ы». А все дело в том, что «Ципа» - это название реки на севере Бурятии.
А вот на рукаве его коллеги с позывным «Дуга» красуется шеврон с надписью: «Север - родина сильных. Баунт». Последнее - это не укороченное название известной райской шоколадки. «Баунт» - пресноводное озеро на севере Бурятии, в Баунтовском эвенкийском районе нашей страны.
Командир отделения стрелкового подразделения снайперов группировки «Восток», позывной «Дуга»:
- Я с десяти лет стреляю. Только не подумайте, что я потомственный охотник, которых у нас действительно хватает. Я просто любил ходить в тир и укладывать мишени, паля по ним из «воздушки». Так и научился стрелять метко, что впоследствии пригодилось мне на срочной службе. Теперь я не вижу себя нигде, кроме как в армии, в рядах ее стрелковой элиты, то есть в снайперах.
Говоря об особенностях работы в разной местности, отмечает:
- В городской застройке можно выбрать для себя позицию, откуда можно скрытно работать на удалении свыше 1000 метров. А вот в лесополке (лесополоса) рельеф местности такой, что уже не позволяет физически расположиться на таком удалении. В таких условиях, для более эффективной стрельбы, приходится близко сходиться с противником. А относительная, но все же близость к вражеским позициям демаскирует любого снайпера».
Старший снайпер стрелкового подразделения снайперов группировки войск «Восток» носит нашивку и позывной «Казах». В общем, география или корни этого воина также вполне угадываются. Об основных правилах профессионального снайпера говорит несколько уклончиво:
- Из главных постулатов, это предельный минимум передвижений. Обязательно необходимо уметь скрытно добираться до своей позиции. Надо оставаться столь же незаметным в течение всего времени выполнения боевой задачи. В общем, твоя локация для врага должна представляться непроглядным сумраком. Главное, как говорится, не «спалиться»: незаметно отработать и столь же незаметно уйти на свои позиции.
У каждого снайпера на этот счет свои хитрости. Например, я тренировался в буквальном смысле на кошках. Долго наблюдал над тем, насколько бесшумно, гибко и плавно они передвигаются перед прыжком на свою жертву. У кошек, перед броском, корпус максимально прижат к земле. Лапы движутся медленно, отрываются поочередно, что позволяет сохранять равновесие. Разумеется, всем этим трюкам человеку обучиться невероятно сложно, в силу другой анатомии. Но поняв и уловив некоторые моменты, кое-что в свою физику добавить можно. Среди других, но не менее важных задач снайпера, это правильная и грамотная маскировка своего оружия во время выхода.
Я молчу уже про правила переноса своего оружия. Нужно его всегда прятать, да хоть под бронежилет, не выдавая себя противнику. Винтовку можно сделать в два раза менее заметной. Для этого, достаточно сложить приклад и снять прицел. Себя не выдавать ни в коем случаи. За голову одного снайпера, противник готов положить целый взвод своих пехотинцев.
Ну, и про спокойствие и хладнокровие на БЗ (боевая задача), это отдельный сказ. Этому научиться вряд ли получится. Необходимо иметь в своем характере нечто врожденное или склонное к умению выжидать свою мишень. Ждать ее томительно и долго – все эти качества хорошему снайперу необходимо иметь, пожалуй, с рождения на генном уровне.