Получается, Израиль вышел победителем и подтвердил репутацию сильнейшей военной державы Ближнего Востока. О том, можно ли назвать победу Израиля окончательной или же у этой «истории» будет продолжение, рассказал «МК» военный эксперт, старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Юрий Лямин.
- Благодаря нерушимой поддержке со стороны США, Израиль смог провести во второй половине этого года резкую эскалацию военных действий, что позволило им значительно улучшить свои позиции, но я бы поостерегся от слов о «конце истории», - говорит Юрий Лямин. - В секторе Газа, несмотря на катастрофические разрушения и огромные жертвы среди палестинцев и боевиков ХАМАС, палестинские группировки продолжают вести боевые действия против израильских войск, которые несут там малые, но ощутимые потери. К примеру, уже под самый конец года, 29 декабря, израильская армия сообщила об очередном погибшем военном в бою на севере сектора Газа.
Йеменские хуситы, несмотря на многочисленные удары по ним, к концу года даже усилили свои атаки против Израиля и продолжают ограниченную блокаду в Красном море против судов, как-либо связанных с Израилем, США или Великобританией. Перемирие на израильско-ливанском фронте тоже может прерваться в любой момент, там ситуация достаточно неустойчивая.
- В чем секрет военной мощи и военных успехов Израиля?
- Я не вижу тут какого-то большого секрета. Израиль имеет сильнейшие ВВС в регионе и с учетом мобилизации резервистов с октября прошлого года, у него развернуты весьма крупные и хорошо вооруженные сухопутные войска. В случае войны против «Хезболлы», там еще и израильская разведка весьма серьезно помогла. А вот в случае боевых действий против ХАМАС эффективность израильских спецслужб оказалась в целом невысокой.
- Почему военное давление на Израиль со стороны ХАМАС, Хезболлы, Ирана оказалось столь неэффективным?
- Стратегия, выбранная израильскими противниками, предусматривала втягивание Израиля и частично США в череду длительных локальных конфликтов с оказанием постоянного давления на них из расчета того, что американское руководство не захочет перед президентскими выборами в ноябре 2024 года расширения боевых действий и, следовательно, будет частично сдерживать Израиль.
Сейчас можно сказать, что тут вышел крупный просчет, так как была серьезно недооценена готовность США поддерживать действия Израиля как политически, так и военными средствами, несмотря на возможное недовольство со стороны Белого дома отдельными действиями израильского руководства. Как результат, когда Израиль при поддержке США начал шаги по эскалации и взвинчиванию ставок, ответные действия стали сильно запаздывать.
Причем сильнее всего пострадали те, кто более всего старался избежать полномасштабной войны. Так, руководство «Хезболлы» старалось сдержать конфликт в рамках приграничных столкновений и, если верить иностранным газетам, генеральный секретарь «Хезболлы» Хасан Насрулла даже перед своей смертью отказывался перебраться в более безопасное место, оставаясь в Бейруте, так как считал, что Израиль не заинтересован в полномасштабной войне. Итогом этого стали намного большие потери и меньшая эффективность ответных ударов со стороны «Хезболлы».
Руководство Сирии по главе с Башаром Асадом и вовсе с осени 2023 года старалось избежать любой серьезной конфронтации с Израилем, так что категорически отказывало проиранским силам в разрешении на какие-либо действия против Израиля со стороны сирийских Голанских высот.
- Каким способом ЦАХАЛ так точно определяет местоположение вражеских лидеров и командиров для их устранения?
- Возможности израильской разведки в определении местоположения командиров противника серьезно разнятся в зависимости от того, где это происходит. То есть, если в случае с ливанской «Хезболлой» Израилю удалось выявить местонахождение большей части высшего военного и политического руководства для последующего целевого нанесения ударов, то уже в случае руководства ХАМАС в секторе Газа так не получилось.
Даже лидер боевиков ХАМАС Яхья Синвар был убит не в ходе какой-либо запланированной операции, а поскольку на него и сопровождающих натолкнулся обычный израильский патруль при зачистках в районе Рафаха. Или, например, взять хуситов в Йемене: складывается впечатление, что пока там израильская разведка вообще плохо представляет, по чему можно бить, поэтому до последнего времени израильские атаки производились по очень узкому кругу хорошо известных больших инфраструктурных объектов – портам, аэропортам, электростанциям.
- Стратегия и тактика Израиля в войне со своими врагами граничит с геноцидом и терроризмом. Но, может, только так и нужно воевать? На Востоке уважают только силу.
- Силу уважают везде, и тут не имеет значения, на Востоке это или на Западе. За Израилем открыто стоят США, что и позволяет ему вести боевые действия, не обращая внимания на многочисленные жертвы среди мирного населения и разрушения гражданской инфраструктуры.
- Насколько на успехи ЦАХАЛ повлияла поддержка Соединенных Штатов?
- Поддержка со стороны США является критически важной для Израиля. Даже опуская вопрос политической поддержки в виде неоднократного использования права вето в Совбезе ООН для прикрытия Израиля от неугодных ему резолюций, сама по себе эффективность действий израильских вооруженных сил зависит от поставок из США как по линии военной помощи, так и закупок у американских производителей.
Один только объем американской военной помощи Израилю с октября 2023 года (после атаки ХАМАС 7 октября) по октябрь 2024 составил, по разным оценкам, примерно $18 млрд. США поставляют в рамках военной помощи и коммерческих контрактов Израилю широкую номенклатуру вооружений и военной техники от артиллерийских боеприпасов и авиационных бомб до истребителей F-35, не говоря уже про запчасти для имеющейся техники.
Ну и нельзя забывать, что вооруженные силы США неоднократно за прошедший год оказывали прямую военную поддержку Израилю, осуществляя перехваты беспилотников и ракет, что запускались из Йемена и Ирана, нанося удары по тому же Йемену. Более того, для усиления противоракетной обороны Израиля в октябре США разместили на территории Израиля собственную систему противоракетной обороны THAAD с американскими расчетами. Опять же, той же Украине о таком уровне американской поддержки остается только мечтать.
- Как военное усиление Израиля повлияет на ситуацию на Ближнем Востоке и во всем мире?
- «История военного успеха» Израиля ещё не закончена. Усиление какой-либо одной из сторон в таких напряженных регионах, как Ближний Восток, всегда ведет к ответным действиям со стороны других игроков, которые будут стараться это компенсировать так или иначе.