Громкая работа «Тихого»: сапер-подрывник рассказал об особенностях работы в Курской области

«Можно разминировать всё, что угодно»

Старший сапер-подрывник с позывным «Тихий» получил свою специальность еще во время прохождения КМБ – курса молодого бойца - в далеком 2013-м, но признается, что до сих пор открывает для себя что-то новое и постоянно совершенствует навыки в минно-взрывном деле. Специалист-инженер с десятилетним стажем, он побывал во множестве «горящих точек», но по-настоящему реализовал себя в профессии на СВО.

«Можно разминировать всё, что угодно»

С «Тихим» мы познакомились на бывших позициях ВСУ в одной из «лесополок» Курской области. В теперь уже тыловом районе шла подготовка штурмовых групп морпехов гвардейской бригады Черноморского флота. Огневая, тактика, медицина, инженерное дело – на каждой точке свой опытный инструктор. В окружении пары десятков внимательно внимающих бойцов сапер с энтузиазмом рассказывал о способах обезвреживания взрывных устройств различного типа.

— Около килограмма пластита хватит, чтобы обезвредить любой неразорвавшийся снаряд или мину, — объяснял «Тихий» вылепливая заряд, — не переживайте, он как пластилин, сам просто так не взорвётся у вас в руках.

Использование накладного заряда в качестве средства подрыва мин, да и просто «не внушающих доверия» неопознанных предметов давно стало классикой саперного жанра. С таким должен уметь работать и каждый штурмовик. И тут многое зависит от умения инструктора обучить азам минно-взрывного дела. «Тихий» оказался отличным учителем, умеющим заинтересовать аудиторию. Все объяснения – на практике, каждый должен взять в руки подрывную машинку.

Мины противопехотные нажимные и направленного действия, противотанковые ТМ-ки, и мины-ловушки — весь следующий час на опушке леса гремели звуки подрывов, а на лицах бойцов отражались самые разные эмоции — удивление, волнение, интерес и даже детский восторг. Ещё бы! Не каждый день удается взорвать 8-килограмовую противотанковую мину.  

— «Тихий» у нас в составе бригады с начала СВО служит, очень опытный специалист, — поясняет мне командир штурмовой роты. — Успел отличиться на разных направлениях, в том числе и здесь, в курском приграничье.

Воспользовавшись паузой в занятиях, знакомлюсь с морпехом. Наше общение проходит под звуки выстрелов и раздающиеся команды «Дока» – медика на соседней учебной точке.

Нашел призвание

Деревенский парень из Краснодарского края с детства смотрел на отцовскую пограничную форму с наградами, восхищался и представлял, как сам будет защищать Родину. Когда подошло время, не затягивая пришел в военкомат. Служба по призыву шла легко и интересно: почти семь месяцев изучал инженерное дело в учебном центре Ростовской области. По завершению КМБ «Тихий» получил свою первую специальность – «сапер». Свежеиспеченного специалиста направили служить на Кавказ.

— Отправили в Зеленокумск, в боевую часть, инженерно-сапёрную роту. Это 2014 год, в Ингушетии был режим КТО, я проводил инженерную разведку в составе ИРД (инженерно-разведывательный дозор), — вспоминает сапёр. — К тому времени, уже 10 месяцев отслужил по призыву и подписал первый контракт, потому что очень понравилось инженерное дело.

Понравилось настолько, что вся последующая служба была связана с ним. «Тихий» стал не просто сапёром, а дипломированным специалистом. Знает и умеет и устанавливать, и обезвреживать любые мин. 

— Главное досконально знать ТТХ – тактико-технические характеристики – объекта, и можно разминировать всё, что угодно, — уточняет он. — Я получил две «корочки» сапера и минера на «срочке» ещё, а потом в Сыктывкаре прошёл курсы повышения квалификации и получил диплом старшего сапера-подрывника горных и скалистых пород.

Полученные знания пригодились «Тихому» в Сирии, куда его направили в 2019-м. Инженерный батальон проводил разминирование дорог и населенных пунктов, доставлял гуманитарную помощь местному населению. Основную опасность представляли не штатные мины, а установленные боевиками различные самодельные взрывные устройства. Научился работать и с ними. Когда закончился второй контракт «Тихий» решил оставить военную службу, но получилось, что ненадолго.

— Я прослужил почти 7 лет, потом 2 года на «гражданке» и началась СВО. Мне, конечно же, позвонили из военкомата и предложили восстановиться. Я согласился не раздумывая, написал рапорт, чтобы стать именно сапёром, я знаю, что сапёров всегда нехватка, и такие спецы, как я, на фронте нужнее. 

Сапёр, минёр, морпех

По распределению «Тихий» попал на службу в Севастопольскую бригаду морской пехоты, в ней выполняет боевые задачи и по сей день. Боевое крещение на СВО «Тихий» получил под Работино, во время так называемого «контрнаступа» ВСУ летом 2023 года. Саперы получили задачу не допустить прорыва техники и живой силы противника. Подчас под огнем артиллерии выставляли различные минные заграждения. Здесь «Тихий» получил свое первое ранение, а еще первую госнаграду – медаль Суворова. Следующее испытание выпало во время боев за Крымки на севере ДНР.

— Также минировали подходы, определенные участки разные, откуда пытались зайти вэсэушники. Устанавливали противопехотные нажимные и направленные, противотанковые ТМ-ки всякие. В общем, не дали им пройти. За это получил медаль «За храбрость» II степени.

Работино, Крымки, затем Авдеевка, а теперь Курская область. Противник изощряется, пытается сделать работу российских сапёров невыполнимой, но опыт, профессионализм и смекалка, приводят к обратному результату.

— Надо выбивать врага с нашей земли. Недавно вот разминировал «Бабу Ягу», до этого три вражеские единицы техники подорвали: там «Maxx Pro», пикапы украинские и зарубежные. Нас за работу к наградам представили, — делится «Тихий». 

Оказалось, что работают сапёры, как правило, в паре. Каждый раз выдумывая что-то новенькое, совершенствуя свои способы установки минных полей, растяжек или «взрывоопасных» точек. Заимствуют и «фишки» противника, с которыми пришлось столкнуться. Идеи, как в анекдоте, дорабатывают напильником и используют обратно против украинских нацистов.

— Их оружием, их же и бьём, — посмеивается сапёр. – А если серьёзно, то я ни один раз обезвреживал мины западного производства. Изучал их: как поставили, какие ловушки были, потом под наш лад что-то применяли.

— А какие хитрости при минировании, например, тех же подходов? Это же не просто там ТМ-ку положил посреди дороги?

— Конечно, надо замаскировать. К тому же существует много разновидностей мин-ловушек: МЛ-7, МЛ-8. Они подкапываются под ту же противотанковую мину. Если даже при обнаружении кто-то будет обезвреживать ее «кошкой», она все равно сдетонирует, то есть врагу не получится ее взять с собой, там ее затрофеить

О взрывных устройствах «Тихий» может говорить часами. Недавно в подразделение поступили мины с новым взрывателем с магнитным датчиком.

— Если в броне подойдёшь, то сработает. Она на металл реагирует, да ещё внутри сейсмический датчик стоит. Тронул – взорвалась. К сожалению, подобные средства и противник использует, — сетует сапер. — Работать приходится уже без брони, без оружия. Это тоже, естественно, большой риск, потому что летают птицы, сбросы вражеские, но мы приспособились, изучили их мины, работаем быстро. Чтобы выполнить задачу надо постоянно подстраиваться под реалии, изучать, что нового у противника. Сапер должен всегда совершенствоваться.

Ходить бог о бок с опасностью – часть профессии. Частенько саперам приходится расчищать дорогу штурмовым группам. Снимать растяжки, убирать мины. Днём, ночью… Будь это дорога, лесополоса, здание – везде противник может оставить «сюрпризы». Пара отважных сапёров, подобно ледоколу, прокладывают путь подразделению мотострелков.

Попалась в «сети»

Во время одной такой задачи «Тихий» и столкнулся лицом к лицу с «Бабой Ягой». Штурмовая группа заходила в район. Одну нашу машину ВСУ подбили FPV-шкой и, вероятно, решили добить «Бабой Ягой». Время было уже вечернее. Дрон подлетел, но наши врубили РЭБ на «Тигре» и тот покорно сел неподалёку. Сапёров позвали сразу, оцепили район, отвели всех на безопасное расстояние.  

— Что-то у нее пошло не так, у этой «Бабы Яги», — смеясь, вспоминает «Тихий». — Она просто присела, приземлилась практически со всеми зарядами.  Мы с напарником оглядели её. Там 4 «морковки» висело. Из них один «термобар» и один самодельный осколочный заряд.  Универсальный комплект собрали, получается, вэсэушники – для работы и по технике, и по живой силе. Мы накрыли её маскировочной сетью, чтобы не улетела. Я взял инструменты, залез под навес и начал работу. Сначала проверил, чтобы ничего не сдетонировало, потом перерезал кабельные стяжки – ими заряды были закреплены. Напарник принимал и относил в яму, где это всё потом уничтожили

Выполнить такую задачу было крайне сложно и опасно. За разминирование и затрофеивание «Бабы Яги», а также за подорванную вражескую технику командование представило «Тихого» к очередной награде, уже четвертой по счету, но самой значимой. К медалям Суворова, «За храбрость» и «За разминирование» на форме скоро прибавится «Орден Мужества».

— Я не хвастаюсь, но к «Бабе Яге» не каждый подойдёт. Я был в себе уверен, в своих знаниях, и понимал, что нужно сделать. Как видишь, живой, здоровый, — скромно подытожил сапёр.

Не знаешь – не трогай

Кстати, именно осторожности в большей степени «Тихий» учит своих подопечных. Если увидел брошенную пачку сигарет, то не спеши поднимать – это может быть самодельное взрывное устройство. Вообще, им может быть всё, что угодно, поделился сапёр. Недавно он проверял дорогу и наткнулся на самую обычную с виду канистру. Чутьё подсказало, что объект содержит опасность и после второго выстрела из «Калаша» канистра взорвалась. И таких случаев здесь, в Курской области, масса.

— Фонарик обычный валяется – на кнопку нажал, он взорвался, оторвало кисть. Банка энергетика лежит, ты её пнул – у тебя ногу повредило. Телефон лежит, коробка какая-то - дотронулся, открыл, а там замыкатель и пальцев нет. «Самоделки» маскируют под местность, например, вокруг ёлки растут, иголки на земле лежат, а на дороге пучок лежит. Как он там оказался? Начинаешь проверять, а там мина. Вообще я всех учу одно простому правило: не твоё – не трогай, — подытожил «Тихий».

Сейчас он активно передаёт свой опыт молодому пополнению. Обучает азам инженерного дела, делится бытовыми хитростями. Говорит, есть несколько перспективных ребят, из которых можно вырастить отличных спецов. Правда, времени для этого очень мало. Сапёра постоянно задействуют на сложные задачи, а «Тихий» никогда не отказывается. Он верит, что помогает приближать Победу и выбивать врага с нашей территории.  

— А по окончании СВО что будешь делать, думал об этом? Планируешь на службе остаться? Такой опыт надо ведь дальше передавать.

— Конечно, есть такое желание инструктором пойти в какую-нибудь учебную часть, или учебный центр по подготовке военных инженеров. Даже с женой это уже обсудили. А пока – работаем. Все поставленные задачи по-любому будут выполнены, и враг будет побежден.

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру