С января 2025 года для владельцев социальных страниц и каналов с числом подписчиков свыше 10 тысяч человек начнут действовать новые правила, которые уже породили серьезные дискуссии на медиарынке. Блогеры, не внесенные в специальный реестр на портале «Госуслуги», рискуют значительно ограничить собственные возможности. О том, зачем создан реестр, к чему могут привести изменения и чего ждать участникам рынка, рассказывает финансовый аналитик, автор проекта «Экономизм» Алексей Кричевский.
Напомним, в ноябре 2024 года Роскомнадзор запустил реестр блогеров. Все владельцы страниц, насчитывающих свыше 10 тысяч подписчиков, получили возможность добровольно зарегистрироваться в нем. С нового года регистрация становится фактически обязательной: за ее отсутствие Роскомнадзор вводит ограничения, которые напрямую затрагивают как самих блогеров, так и их партнеров. Среди основных мер — запрет на размещение рекламы и репостов, невозможность зарабатывать на монетизации. Проще говоря, для тех, кто ведет блог с видом на доход, регистрация становится безальтернативным требованием, а обход ее — дорогой к изоляции и финансовым потерям.
«Теперь государство будет понимать, кто что говорит и пишет, — рассказывает Алексей Кричевский. — Это предоставит властям инструменты для контроля над мнениями, которые формируются в блогосфере. Более того, понятна и долгосрочная стратегия: в любой момент авторы могут быть привлечены к ответственности за непроработанные высказывания или нежелательную позицию. Это логичное продолжение общей линии на систематизацию медийного поля, которой власти придерживаются последние несколько лет».
Кричевский подчеркивает, что рынок самостоятельно адаптироваться к новым условиям уже не сможет. Под ударом оказываются, в первую очередь, владельцы небольших блогов, которые используют свой трафик для коммерческих целей.
«Главный риск для блогеров — это запрет на рекламу, который неминуемо приведет к сокращению доходов, — объясняет эксперт. — Без регистрации работать с рекламодателями будет практически невозможно. Более того, уже сегодня многие компании внимательно следят за правовыми нововведениями. Те блогеры, кто проигнорирует регистрацию, автоматически станут токсичными партнерами: размещение у них рекламы потенциально может вызывать недовольство регуляторов. А это — прямой путь к убыткам для обеих сторон».
По словам Кричевского, раньше схемы, позволяющие уходить от мониторинга, могли работать. Но сейчас для подавляющего большинства представителей рекламного рынка подобная модель сотрудничества становится чрезмерно рискованной.
«Да, останутся компании, которые готовы работать в серой зоне, — продолжает он. — Некоторые из них могут перейти к криптовалютным расчетам или иным нестандартным способам взаимодействия. Однако это не более чем 10% всего рынка. Основная масса игроков стремится избегать лишних рисков и соблюдает законодательство».
По сути, регистрация становится фильтром: блогеры, отказавшиеся сотрудничать с реестром, теряют доступ не только к стабильному источнику доходов, но и к значительной аудитории.
Для большинства это нововведение кажется очевидным ударом по независимости блогосферы. Однако для властей такие меры — прямое продолжение стратегии по жесткому контролю. Политика в отношении медиа, по мнению экспертов, уже давно развивается в сторону установления более мощного контроля за информационным пространством.
«Это не просто экономика, это политика, — подчеркивает Кричевский. — Сегодня мы видим, как постепенно сужаются возможности для неподконтрольных властям каналов. Например, замедление работы YouTube — этот и другие похожие шаги были сделаны ради того, чтобы обеспечить «лояльные» платформы преимуществами. Реестр блогеров — логичная часть этой стратегии».
По мнению аналитика, подобные механизмы позволяют властям регулировать не только самих блогеров, но и их окружение — от аудитории до партнеров. Со временем это может привести к еще большему укрупнению медиарынка, где выживание будет доступно только крупнейшим игрокам.
Ситуация с реестром ставит блогеров перед непростым выбором. С одной стороны, регистрация создает новые обязательства, с другой — ее игнорирование ведет к потере основного источника заработка. Медиапейзаж становится все более однородным, а мер для создания альтернативных условий независимым авторам практически не предусмотрено.
«Для блогеров сейчас остается только одно — адаптироваться, — резюмирует Алексей Кричевский. — Мы вступаем в новую эру контроля, где независимость становится роскошью».
Очевидно, что уже в ближайшие месяцы реестр обещает быть как минимум лакмусовой бумажкой, показывающей, насколько готовы участники рынка к новым реалиям.