Ориентация - Север: почему Трамп решил присоединить к США Гренландию и Канаду

И почему ни то, ни другое у него не выйдет

Избранный президент США намерен сделать Америку более великой, в том числе и в чисто географическом смысле: Дональд Трамп заявил о намерении присоединить к Америке Канаду и Гренландию. Тем самым новый-старый президент оживил пересуды о степени своей адекватности. Но одновременно посрамил тех, кто считает его недостаточно образованным.

И почему ни то, ни другое у него не выйдет
ФОТО: White House/Global Look Press

Планы Трампа говорят о том, что по меньшей мере в одном школьном предмете он по-прежнему силен. А именно - в истории. Как минимум - в той ее части, которая относится к появлению в составе Соединенных Штатов штата Аляска. Как известно, до 18 октября 1867 года упомянутая территория принадлежала Российской империи. И тогда все прошло без сучка, без задоринки.

Купец сам предложил товар и отнюдь не задрал цену: бывшие северо-американские владения России общей площадью более полутора миллионов квадратных километров обошлись новым хозяевам всего в 7,2 миллиона долларов - по 4 доллара 73 цента за квадратный километр. Вместе с территорией передавалась вся находившая на ней государственная и общественная недвижимость - кроме храмов, оставшихся в собственности проживающих на Аляске членов православной общины.

В общем, прецедент есть, прецедент налицо. Почему бы не повторить? Правда, Канаду, как явствует из заявлений Трампа, он хотел бы заполучить по-другому - безвозмездно, то есть даром. И то верно: даже если бы дело и выгорело, покупка вышла бы не из дешевых.

Канадский юмор

В этом случае заплатить пришлось бы явно больше, чем за Аляску. Для справки: Канада занимает второе место среди стран мира по размеру территории (США - лишь на четвертом). Ее площадь - 9,98 миллиона квадратных километров. И по населению тоже далеко не на последнем: 41,5 миллиона человек. 

Еще один важный показатель, влияющий на цену - возможно, даже ключевой - объем ВВП. По данным МВФ, в 2023 году канадцы выдали на-гора 2 триллиона 140 миллиардов долларов, заняв в соответствующем мировом рейтинге десятое место. А стоит страна, надо полагать, поболее своего годового заработка.

Короче говоря, пожалуй, даже Америке такая покупка была бы не по карману. К тому же, не вполне понятно у кого, собственно, покупать. У английского короля, являющегося по совместительству и королем Канады? Но он и в Лондоне-то царствует, а не правит, и над североамериканской жемчужиной британской короны его власть, ну, никак не больше.

Во всяком случае, таких полномочий, как продажа своих подданных вместе со страной, где они проживают, у этого формального "хозяина земли канадской" точно нет. В общем, куда ни кинь тут - всюду клин.

Поэтому, как можно понять из высказываний избранного президента США, расчет строится благоразумии - ну, в понимании Трампа - самих канадцы. 25 декабря он пожелал счастливого Рождества премьер-министру Канады Джастину Трюдо (назвав его "губернатором"), "чьи налоги для граждан слишком высоки". Однако, "если Канада станет нашим 51-м штатом", заверил Трамп, "их налоги будут сокращены более чем на 60 процентов, их бизнес немедленно удвоится, и они будут защищены в военном отношении как ни одна другая страна в мире".

Это не первое его высказывание на эту тему. Все началось с того, что в ходе избирательной кампании Трамп пообещал, что в наказание за проблемы с охраной канадско-американской границы и более чем 100-миллиардный дефицит в торговле с этой страной обложит канадские товары 25-процентной пошлиной. После выборов, 29 ноября, Трюдо приехал к Трампу в его флоридскую резиденцию - специально, чтобы обсудить американо-канадские отношения в свете озвученных планов.

И как сообщают американские СМИ, во время этой встречи Трамп "в шутку" предложил следующее решение проблемы: когда 25-процентные пошлины убьют канадскую экономику, Канада может отказаться от суверенитета и войти в состав США в качестве 51-го штата США, а Трюдо, соответственно, станет губернатором этого штата. Как сообщается, идея вызвала "нервный смех" среди участников переговоров.

В принципе, сложившиеся в сфере межгосударственных отношений правила приличия шуток на такие темы не допускают. Но старый-новый президент Соединенных Штатов, как известно, замшелые правила не признает. Отмачивал, случалось, еще и не такие корки. Однако шутка, во-первых, явно затянулась, а во-вторых, примечательно то, что сам Трамп ни разу это шуткой не назвал. Впрочем, возможно, соль проделки именно в этом: чтобы все гадали - пошутил, не пошутил.

Но что касается Гренландии, тут, похоже, и впрямь все всерьез. Как говорил в похожей чем-то ситуации герой одного известного фильма про другого героя того же фильма - точнее, антигероя: "Тут у него любовь с интересом. Тут у него лежбище". Ну, про "лежбище" - это, признаемся, для красного словца. Отлеживается Трамп, насколько известно, в других, значительно более южных местах и менять их более на высокие широты вроде бы пока не собирается. Хотя, конечно, все может быть.

Американская мечта

Но вот усиливающаяся любовь Трампа к Гренландии - "любовь с интересом" - налицо. Как давно она возникла, ответить затруднительно. Чужая душа - потемки. Но зато точно можно сказать, когда впервые проявилась. О планах администрации США купить Гренландию у Дании - остров, как известно, является автономной частью королевства - стало известно летом 2019 года, в разгар первого президентского срока Дональда Трампа. Сначала, как водится, планы "утекли" в прессу. А потом были подтверждены и официально.

"Дания - союзник, Гренландия - стратегическое место, - заявил советник президента по экономике Ларри Кудлоу. - И у них много ценных минералов. Я не хочу предсказывать результат, я просто говорю, что президент, который знает кое-что о покупке недвижимости, хочет изучить возможность покупки Гренландии".

А через пару это подтвердил и сам Трамп: "Мы добрые союзники с Данией. Мы защищаем Данию, как мы защищаем значительную часть мира, в результате появилась эта концепция. Это интересно со стратегической точки зрения. И я обещаю вот так в Гренландии не делать". Как именно "так", демонстрировал размещенный им тут же, в его аккаунте в Twitter, фотоколладж: высоченная башня-небоскреб с надписью "Trump" на вершине на фоне типичного гренландского пейзажа: берег моря, невысокие горы в дали, одноэтажные домики. Что, кстати, говорит о том, что словцо о "лежбище", возможно, не так уж и не к месту: как минимум Трамп об этом размышлял.

Были оглашены - посредством тех же "утечек" - и некоторые параметры возможной сделки. По информации американской прессы, один из обсуждавшихся в Белом доме вариантов предполагал получение Гренландии в бессрочное пользование - с ежегодной арендной платой в размере 600 миллионов долларов США. Цифра взята не с потолка: высчитана исходя из ежегодных трат Дании на гренландскую автономию.

Для справки: общая площадь Гренландии - 2,166 миллиона квадратных километров. Это самый большой остров на Земле. Но преимущество это сомнительное, поскольку 85 процентов поверхности покрыто ледниками (большая часть - Гренландским ледяным щитом). Сказать, что остров малонаселен, - значит ничего не сказать. В Гренландии сегодня проживает всего 56 400 человек. Это, к слову, даже меньше, чем население Аляски образца 1867 года. По плотности населения - 0,027 человека на квадратный километр - автономия находится на последнем месте в мире (среди территорий, находящихся под чьим-либо государственным флагом).

Экономика - тоже далеко не фонтан. Добыча полезных ископаемых в настоящее время почти не ведется. Основные отрасли местной экономики - добыча и переработка рыбы, китобойный и зверобойный (охота на тюленей) промыслы. Занятия интересные, но, похоже, не слишком прибыльные. На жизнь гренландцам заработанного их собственными трудами явно не хватает: от половины до двух третей местного бюджета формируют деньги метрополии. Основной работодатель на острове - различные административные учреждения.

В общем, хлопот для Дании много, а профита - в финансовом, по крайней мере, отношении - практически никакого. Расходы одни. "Что-то? Кемскую волость? Да пусть забирают на здоровье! Я-то думал, господи... Государство не обеднеет!". Не факт, что новоизбранный президент США знаком с комедией Гайдая, но, похоже, ждал от своего предложения именно такой реакции.

Но - не дождался. В Копенгагене оферта была воспринята как неуместная шутка. Премьер-министр страны Метте Фредериксен назвала предложение "абсурдным". И это - на самых верх этажах власти, связанных дипломатическим этикетом. Чуть пониже вообще не стеснялись в выражениях. "Если Трамп в самом деле обдумывает такой план, это окончательное доказательство того, что он сошел с ума", - заявил зампредседателя Датской народной партии Серен Йесперсен.

Трампа такие отклики сильно обидели. И это уже точно не шутка. Он отменил визит в Данию, планировавшийся на 2-3 сентября 2019 года, сопроводив свое решение таким комментарием: "Дания – особенная страна с невероятным народом, но, исходя из комментариев премьер-министра Метте Фредериксен, что она не заинтересована в обсуждении приобретения Гренландии, я откладываю нашу встречу, которая по плану должна была пройти через две недели, на другое время".

Короче говоря, первый блин оказался комом: ничего с Гренландией у Трампа в его первый срок не вышло. Но сейчас он явно стремится наверстать упущенное.

Остров сокровищ

Объявляя 22 декабря на своей страничке в соцсети Truth Social о решении назначить Кена Ховери послом США в Дании, избранный президент ясно дал понять, что его планы на Гренландию остаются в силе: "В целях национальной безопасности и свободы во всем мире Соединенные Штаты Америки считают, что владение и контроль над Гренландией являются абсолютной необходимостью. Кен прекрасно справится с задачей представления интересов Соединенных Штатов".

А еще через три дня - в том самом сообщении, в котором расписал преимущества для канадцев от вхождения их страны в состав США, - вновь вернулся к теме: "То же относится и к народу Гренландии, которая нужна Соединенным Штатам в целях национальной безопасности, народу, который хочет, чтобы США там были, и мы там будем!".

На сей раз в канцелярии премьер-министра воздержались от резких комментариев, пояснив, что не видят смысла вступать в дискуссию. Но вовсе без ответа слова Трампа не отставили, приведя в качестве такового заявление главы правительства автономии Мюте Эгеде. Гренландский премьер высказался весьма категорично и однозначно: "Гренландия - наша. Мы не продаемся и никогда не будем продаваться. Мы не должны проиграть нашу долгую борьбу за свободу".

В какой-то мере ответом Дании можно также считать решение значительно увеличить расходы на оборону острова. Об этом объявил министр обороны Троэльс Лунд Поульсен - сразу после того, как Трамп представил Ховери в качестве будущего посла и сообщил о его миссии. По словам министра, предполагается выделить "двузначную миллиардную сумму". Точные цифра не названа, но датские СМИ оценивают финансовый пакет в 12-15 миллиарда крон (1,7-2 миллиарда долларов).

"Мы не вкладывали достаточно средств в Арктику в течение многих лет, теперь мы планируем усилить свое присутствие", - подчеркнул Поульсен. Известно, что на выделяемые средства планируется, в частности, закупить новые инспекционные суда, беспилотники дальнего радиуса действия, а также модернизировать гражданский аэропорт - так, чтобы он смог принимать и обслуживать истребители F-35.

Правда, как отмечают сведущие эксперты, такое решение готовилось давно. Так что, возможно, просто совпало. Но вероятность этого небольшая. Такое заявление можно было сделать раньше, можно было - позже. А то, что он прозвучало не раньше и не позже, а именно в тот момент, говорит о желании датских властей послать сигнал Трампу и его команде. Не пригрозить, понятно: такими оборонными расходами Америку не напугаешь. Но со всей ясностью дать понять, что расставаться с островом - ни добровольно, ни принудительно - в планы Дании не входит.

На чем зиждется эта упертость - на принципах или на расчете? Вероятно, есть и то, и другое. Стратегическая ценность Гренландии - очевидна. Потенциально это настоящий остров сокровищ.

"Недра Гренландии содержат огромные и практически неиспользованные минеральные ресурсы, - сообщает интернет-портал GoArctic. - Глобальное потепление климата вызвало быстрое таяние ледников, которые отступили в среднем на 25 км, обнажив обширные площади неопоискованных горных пород... Изрезанное глубокими и протяженными фьордами побережье острова и практически незамерзающие окружающие моря обеспечивают хорошую транспортную доступность к месторождениям...

Геологоразведочные работы проводятся в Гренландии во все возрастающих объемах. Они нацелены на широкий круг полезных ископаемых, включая черные, цветные и драгоценные металлы, уран, редкоземельные элементы и драгоценные камни... В ближайшем будущем Гренландия может стать ведущим игроком на мировом рынке критических металлов".

Альтернативы реальности

Но справедливости ради, датские власти не уступали остров американцам и тогда, когда сокровища были куда менее разведаны и доступны. Да-да, Трамп был далеко не первым американским президентом сделавшим датчанам предложение, от которого они смогли отказаться. До Трампа подобное предлагал Гарри Трумэн - в далеком 1946 году. А именно - купить Гренландию за 100 миллионов долларов.

В те времена остров тоже был лакомым куском, но не столько в экономическом, сколько в военно-стратегическом отношении - в контексте разворачивающейся холодной войны, противостояния между Pax Sovietica, Советским Союзом и его союзниками-сателлитами и Pax Americana.

Гренландия прекрасно подходила на роль "непотопляемого авианосца" - и в силу своего географического положения, и из-за необъятных безлюдных просторов: масса места для размещения аэродромов и ракетных установок. И с этой точки зрения остров ничуть не утратил своего значения: не успела закончиться одна холодная война, как началась другая. С ничуть не меньшими шансами перерасти в горячую Третью мировую.

Тогда - как и сейчас - Дания находилась с США на одной стороне геополитических баррикад. И предложенная Вашингтоном сумма была по тем временам совсем не маленькой. Тем не менее в Дании сочли предложение оскорбительным. Обиделись, впрочем, несильно. Даже позволили американцам разместить на севере острова, в районе поселка Туле, авиабазу. Она, кстати, существует и по сей день, только название поменялось: в 2023 году авиабаза Туле была переименована в космическую базу Питуффик.

Нельзя исключать, что американцы и теперь "раскрутят" датчан и гренландцев на какой-нибудь утешительный приз. Но шансы Америки на то, что заполучить остров целиком и навсегда, стремятся к абсолютному нулю. Во всяком случае, вариант "Аляска 2.0" здесь точно не прокатит. Возможны ли какие-то другие варианты?

Невозможно предсказать, куда и как далеко заведет Трампа та, мягко говоря, извилистая дорожка, на которую он встал, объявив о планах расширения своей страны за счет соседних стран и территорий. Но не верится, что настолько далеко, что США пойдут войной на Данию и отберут у нее Гренландию силой. Занимательный сценарий, но все же, наверное, для какой-то другой, нездешней, альтернативной реальности.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру