Спешно покидая город, противник старался оставить после себя территорию, выжженную дотла. Взрывались уцелевшие дома, подрывались мосты, в массовом порядке устанавливались минные заграждения. В городе множество растяжек. Особенно непростая обстановка с заминированными территориями крупных предприятий и социальных объектов. Сейчас саперы «восточных» плотно загружены, а мотострелки продолжают обеспечивать безопасность города, пресекая отчаянные попытки противника вести диверсионные действия.
В целом бойцы Восточного военного округа продолжают вести активное наступление в районах населенных пунктов Разлив, Великая Новоселка, Константинополь и Сторожевое Донецкой Народной Республики.
Раннее утро, в окрестностях Угледара стелится туман. Коричневые лесопосы, где пожухлые, редкие желтые листья на деревьях уже не в силах эффективно маскировать человека с ружьем, не говоря уже о технике.
Относительная естественная защита от шальных пуль - это стволы обугленных деревьев, небольшие овраги, а также воронки. Копать траншеи, окопы и блиндажи некогда ни наступающим, ни обороняющимся. Делать это просто некогда. Линия фронта уж слишком быстро меняет свою конфигурацию. В таких условиях гнать противника в сторону Киева приходится внезапными накатами, применяя хитрость и фактор неожиданности. Вот и очередной опорник наши бойцы берут, засев на удалении от вражеских позиций…
Действуют с оглядкой на... разведку с воздуха. Двое штурмовиков из подразделения войск Восточного военного округа, заняли исходную позицию перед штурмом. Докладывают командиру о готовности.
- «Байкал», «Байкал», я - «Младенец»… Точку «пять» выполнил, готов приступить к броску!»
- «Младенец», я-«Байкал». Принял! Смотри дерево! Ниже, ниже пригибайся… Обходи слева!»
- «Понял. Вижу. «Контакт!»… «Граната!»
С команды «Контакт» и начинается, собственно, бой за рубеж. Этот краткий, однако, точный по своей информативности диалог - пример того, как взаимодействует штурмовая группа со своим командиром.
Последний, подняв наблюдательную «птицу» в небо, все это время видит бой и продвижение своих подчиненных с воздуха. Это позволяет корректировать огонь и передвижение группы, направляя ее на позиции врага, засевшего в лесополосе.
В межсезонье видимость лучше, с высоты птичьего полета местность - как на ладони. В момент непосредственного захода группы в опорный пункт, функции командира, наблюдавшего за выполнением боевой задачи сверху, уже выполняет старший в самой группе. Там, на месте, уже именно ему виднее, где свои, где чужие, да и как действовать наверняка.
Замкомандира подразделения с позывным «Удав» носит на рукаве не только именной шеврон, но и тот, который известен во всем мире: «Вежливые люди».
Четко и лаконично описывает обстановку:
- В Угледаре нам противостояла 72-я бригада ВСУ. Мы долгое время были в тесном огневом контакте. Затем было принято грамотное оперативное решение: обойти город с флангов. Так и сделали. В течение двух месяцев город пал. Далее, противник отошел из города, но в его окрестностях у него не было хорошо подготовленных позиций или рубежей обороны. К тому же им (ВСУ) в таких условиях особо зацепиться за что-то или прикрыться от наших обстрелов было нечем. Поэтому, уже скоро, после нашего дальнейшего продвижения, военнослужащие ВСУ просто бежали и с этих позиций.
Командир подразделения, с позывным «Бояра» рассказывает, что локальные бои продолжаются:
- В активной фазе идет процесс зачистки. Противник сосредоточился в лесополосах. Мы все равно стараемся его выкуривать и оттуда. Поднимаем свои разведывательные «птицы», фиксируем их расположение и наводим по выявленным целям нашу артиллерию. Окапываться и замаскироваться противник просто не успевает, так как линия боевого соприкосновения слишком быстро перемещается в их направлении. Мы уже овладели первой линией их локальной обороны на запасных позициях. Вторую линию возьмем уже скоро и двинемся дальше.
Штурмовики-разведчики, как правило, идут в авангарде. Разведка боем для них не пустые слова, а суровая реальность, в которую им часто приходится погружаться одними из первых. Среди них, в основном, люди до сорока лет. Реже тем, кому под сорок пять.
Физические нагрузки для бойцов первого дозорного эшелона, разумеется, нешуточные. Вот и военнослужащий с позывным «Младенец», оказавшись в рядах подразделений атаки и штурма, несмотря на свою молодость, говорит о трудностях, с которыми приходится бороться:
- Да, тяжело и физически, и психологически, но мы, стиснув зубы, уверенно идем только вперед. Враг коварен, но я считаю, что мы мотивированы куда лучше. У нас есть задача не просто уничтожить противника, но и продолжить правое дело наших предков по окончательной зачистке бандеровской нечисти на нашей земле, на земле Донбасса. Этот священный долг мы выполним до конца, чего бы нам это не стоило!