30 лет с ракетой «за спиной»: механик-водитель «Тополя-М» рассказал о служебных задачах

«Армия мне дала смысл жизни…»

От Красной площади, где находится «нулевой километр», до Красных Сосенок в Ивановской области менее 400 верст. От столицы – на северо-восток. Федеральная трасса М7 и Московская кольцевая автомобильная дорога. Этот маршрут, пролегающий по транспортным магистралям трех областей (Ивановской, Владимирской, Московской), хорошо знаком лучшим механикам-водителям стотонных ракетоносцев мобильного комплекса «Ярс». Ежегодно они совершают марш на своих многоосных великанах, превосходящих по своим габаритам все автомобили на дорогах России.

«Армия мне дала смысл жизни…»

Традиционно пусковые установки Тейковского соединения РВСН – Ракетных войск стратегического назначения замыкают механизированную колонну в ходе парада на Красной площади. С 2008 года под восторженные возгласы окружающих на самых больших военных в мире машинах по брусчатке проезжают тейковские ракетчики.

Мне довелось побывать в Красных Сосенках – в военном микрорайоне города Тейково, получившем свое название в честь одноименного соснового парка. Здесь живут и служат «стратеги». Первыми в Российской армии они освоили мобильные ракетные комплексы «Тополь-М», а затем - «Ярс». Мобильные, межконтинентальные баллистические ракеты подвижных грунтовых ракетных комплексов.

Здесь, в Тейково, меня познакомили с местным «старожилом» - механиком-водителем ракетного комплекса «Тополь-М» старшим прапорщиком Алексеем Пасютой. Почти 30 лет он служит в одном полку и в одной дивизии.

Тейковское ракетное соединение действительно уникальное. Оно единственное в РВСН, где на вооружении одновременно находятся современные подвижные грунтовые ракетные комплексы «Тополь-М» и «Ярс».

В прошлом году стратегические ракетчики завершили переоснащение мобильной группировки Ракетных войск стратегического назначения с комплексов «Тополь» на «Ярс». Одновременно «Тополь-М» продолжает нести боевое дежурство на маршрутах боевого патрулирования Ивановской области. 

Свою пусковую установку Алексей Николаевич знает досконально. Еще бы – общая «наводка» (километраж) у него составляет свыше 25 тысяч километров. Конечно, автомобилисты могут поспорить, велика ли эта цифра. Но уверяю, что с баллистической ракетой «за спиной» пробег измеряется иначе. И набрать его можно только во время учебно-боевых задач.

Сейчас Алексею 55 лет. В юности, как и многие его сверстники, хотел отслужить в армии, в элитных войсках. Попал в РВСН. Отслужил положенный срок, ушел на гражданку. Тогда и не думал, что вновь станет военным.

Четыре года провел за рулем продуктового грузовика. Мужал под грохот МАЗов, управлял грузовиком и обычной легковушкой, а также мотоциклом.

- Раньше были торговые конторы и «райпо». Вот я и возил продукты, - вспоминает собеседник.

Время было трудное, 90-е годы. Денег не хватало, будущее казалось смутным. Однажды взвесив все «за» и «против», Алексей решил вернуться в армию, чтобы была стабильность. Знания у мужчины уже имелись, и его взяли без проблем.

- Мы, кто уже имел опыт водителя, три месяца обучались на вождение ракетного комплекса. На следующий же день после переобучения я сидел за рулем своего «Тополя». Тогда еще без буквы «М», - рассказывает военнослужащий.

Так и остался, говорит, навсегда. Теперь это родной полк, родная дивизия… Служить на столь грозном комплексе – задача ответственная. Хотя за столько лет и стала привычной.

Говорит, что работает с полной самоотдачей.

За три десятка лет многое изменилось. Преобразился полк, обновлялась техника. Так, в 2006 году Алексей пересел на новый «Тополь-М». Новации заметил сразу. Можно сказать, «влюбился» с первого взгляда.

Когда мы подошли к ракетному ангару, мехвод окинул профессиональным взглядом грозную машину, потом дружески похлопал по кузову. Затем открыл дверцу кабины и ловко запрыгнул в кресло. Вот, дескать, и мое рабочее место. Там я его и сфотографировал.

С комплексом его расчет проводит уйму времени. Выезжают на полевые позиции, осваивают маршруты боевого патрулирования.

- Что для вас значит служить в Ракетных войсках стратегического назначения?

- Для меня это значит все, - отвечает Алексей. – Армия мне дала многое, главное – смысл жизни…

Немало мехводов вышло из-под крыла старшего прапорщика Пасюты. Теперь, говорит, многие из них ушли в «свободное плавание», управляют своими комплексами.

Командиров на веку нашего героя сменилось немало, ко всем он относится с большим уважением, плохого слова не скажет.

- Может, потому я столько и прослужил, что командиры были истинными офицерами. И коллектив хороший, - говорит он.

Расчет, по словам Алексея, у них слаженный. На службе времени проводят много. Сдружились. И вне служебного времени часто проводят время вместе – ходят на рыбалку, на охоту, выезжают за город отдохнуть.

Алексей – мастер своего дела. Оттого ему доверяют даже самые ответственные задачи. Его расчет дважды участвовал в параде на Красной площади.

- Один из них был юбилейный, в 2010-му. Столько восторженных глаз смотрели на наши пусковые установки во время маршей. Парад – это, конечно, не прогулка. Готовились усердно. Мероприятие ответственное, почетное, - рассказывает военный.

В городке ракетчиков для него все родное.

- Видите эти елки? – он ткнул пальцем на трехметровые деревья. - Мы их вот такими еще сажали, метр в высоту. Во как вымахали…

В будущем, после увольнения с военной службы механик-водитель покидать родную часть не хочет, планирует остаться в качестве гражданского служащего. А молодежь, по его словам - достойная смена. 

- Ребята надежные, я их обучил всему, что знаю. Ученики давно превзошли уже своего учителя, - говорит он не без гордости.

Основа обучения механиков-водителей РВСН - развитая учебно-материальная база дивизий. Это учебные аудитории, а также автодромы, которые оборудованы специальными элементами для выполнения учебных упражнений. Кроме того, для подготовки механиков-водителей многоосных колесных шасси имеются уникальные современные 3D-тренажеры. В Тейковской дивизии мне довелось увидеть их вживую, и даже под руководством Алексея Пасюты попробовать себя в роли механика-водителя. Впечатления на всю жизнь.

Со службы его встречают дома жена и младшая дочь - школьница. Вторая дочка уже взрослая, ведет самостоятельную жизнь. Отцом семья очень гордится, особенно любят собираться за просмотром новостных сюжетов о выходах на маршруты боевого патрулирования грозных комплексов «Ярс». Ведь почти на таком – папа.

- Детям гражданских всегда интересно, мол, как это твой папа водит ракету. Младшая им хвастается, хотя и сама не до конца все понимает, - рассказывает Алексей.

Она всегда с трепетом ждет отца с боевого дежурства. Сидит вечером за «домашкой». А папа ее в это время «в полях». На прощание Алексей с горящими глазами, но по-военному скромно, признался мне, что с нетерпением ждет перевооружения его полка на ПГРК «Ярс».

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру