Профессор Жданов оценил опасения коллективного Запада перед наступающим 2025 годом

«Не дергай дракона за хвост, вдруг тот решит оглянуться»

Западные политики замерли в тревожном ожидании – что год грядущий им готовит? Почти все, что они планировали в 2024 году, либо провалилось, либо пошло не так. С какими чаяниями, надеждами и тревогами вступает коллективный Запад в наступающий год, рассказал профессор Юрий Жданов, доктор юридических наук, заведующий кафедрой Международного права РГСУ, заслуженный юрист России.

«Не дергай дракона за хвост, вдруг тот решит оглянуться»
Фото: ru.freepik.com

- Юрий Николаевич, а действительно, что ждет нас и «их» в 2025 году? Вот такой предновогодний вопрос.

- Разочарую – я вам не пророк. Могу говорить об ожиданиях и надеждах, которые то ли сбудутся, то ли – нет. Причем, как обычно, «сбыча мечт» зависит от самих мечтателей – кто сколько сил и воли вложил в осуществление своей мечты.

- Запад на осуществление своих целей, как известно, не скупился.

- Озвучивать стратегические цели Запада, тем более - углубляться в конспирологические версии, не вижу смысла – они не меняются веками. Но чтобы понять, на что надеется и чем обеспокоен западный мир, стоит ознакомиться с его приоритетами.

Так, Джеймс Линдси опубликовал в издании EST десять самых значимых, по его мнению, мировых событий 2024 года. В преамбуле автор сетует, что уходящий год был тяжелый, «поскольку силы беспорядка усилились. Усилилась геополитическая конкуренция, в то время как войны продолжаются».

Тем не менее, Линдси нашел «светлое» пятно: «Единственной короткой передышкой после года, в котором было больше шагов назад, чем вперед, стали летние Олимпийские и Паралимпийские игры 2024 года в Париже, самом красивом городе мира. Французы показали, что они никому не уступают, когда дело доходит до зрелищ, а спортсмены продемонстрировали, на что способны самоотверженность и спортивное мастерство в своих лучших проявлениях. Пусть они послужат источником вдохновения для всех в 2025 году».

- Это он про одиозный то ли сатанинский, то ли просто гей-парад и состязание спортсменов в отравленной фекалиями Сене? Что ж, для европейцев, видимо, Сена, как и римская Клоака – сильный, а главное – чистейший источник вдохновения. Дышите глубже…

- Не злобствуйте, у «них» там свое понимание чувства прекрасного. Так вот, о рейтинге важнейших событий года. Автор начал с конца.

Десятое место по значимости занимает космическая гонка. Джеймс Линдси перечисляет наиболее впечатлившие его события: Япония посадила SLIM (интеллектуальный посадочный модуль для исследования Луны) в лунном кратере в январе и в течение трех месяцев передавала данные обратно на землю, Китай направил миссию, которая привезла образцы почвы с обратной стороны Луны, марсоход НАСА Perseverance обнаружил возможные доказательства микробной жизни на Марсе, совместная миссия ЕС и Японии сфотографировала южный полюс Меркурия, а SpaceX продемонстрировала новую технологию для захвата возвращающихся ракет-носителей «руками-палочками».

Увы, сетует Линдси, не все шло хорошо: «Проект Boeing Starliner доставил двух астронавтов на Международную космическую станцию в июне для предполагаемого двухмесячного пребывания. Однако технические проблемы не позволят им вернуться до следующей весны. К сожалению, космос - это не только место проведения коммерческой и научной конкуренции».

- Полагаю, дальше идут стандартные обвинения России и Китая в подготовке к «звездным войнам»?

- Как обычно. Ввязываться в дискуссию с автором не буду – кто и сколько аппаратов разместил, чем оснастил и как использовал. Пока что именно западные космические системы помогают киевскому режиму наносить удары по российским мирным объектам.

Девятая позиция рейтинга – так называемый китайский технологический и экономический прорыв, который автор называет шоком. Он приводит общее мнение западных экономистов: приток дешевых и качественных китайских товаров разрушит их отечественную промышленность. Поэтому они изо всех сил пытаются отреагировать. Европейский союз (ЕС) предпринял несколько шагов, чтобы остановить или замедлить приток китайского импорта. А для этого все средства хороши – тарифы, санкции и даже эскалация напряженности вокруг Тайваня.

На восьмом месте – обеспокоенность гражданской войной в Судане. Там второй год продолжается кровопролитие и голод из-за вооруженного противостояния двух группировок. Кто прав, кто виноват – трудно понять, но погибло уже свыше 60 тысяч человек.

Седьмое место в рейтинге значимых событий года - достижения в области искусственного интеллекта. Джеймс Линдси очень обеспокоен, не выйдет ли ИИ из-под контроля человечества и не ждет ли нас пресловутое восстание машин? Но еще больше автора тревожит то, что Китай является мировым лидером по общему количеству публикаций об исследованиях в области искусственного интеллекта.

Шестая позиция в рейтинге – переход России в наступление на Украине. Линдси явно искренне переживает, что «украинские военные оказались на грани, и поддержка Запада может пошатнуться. Участились призывы к соглашению о прекращении огня путем переговоров». И вот автора осеняет прозрение: «Однако, условиями любого соглашения Владимира Путина, похоже, является капитуляция Украины».

- Кто бы мог подумать? Характерно, что, все-таки, СВО попала всего лишь в середину рейтинга.

- Да, у них есть проблемы поважнее. Например, внутриполитическая борьба. Поэтому четвертое место – самомобилизация политических партий. Линдси очень озабочен, что большинство правящих западных партий оказались в глубоком кризисе: «В Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах избиратели отправили действующие партии собирать вещи. Решение президента Франции Эммануэля Макрона назначить внеочередные парламентские выборы после того, как правые партии преуспели на выборах в Европейский парламент, имело неприятные последствия и могло стоить ему президентства. Правящая коалиция Германии распалась после того, как входящие в нее партии потерпели неудачу на государственных выборах в сентябре. Чем объясняются настроения, направленные против действующей власти в мире? Недовольство состоянием экономики, похоже, является общим местом. Но опросы также показывают более широкое разочарование демократической политикой и стремление к сильным лидерам, которые возьмут верх над политическими элитами. Вопрос в том, как будет развиваться демократия, если проблема не в ее лидерах, а в неразрешимости проблем, с которыми они сталкиваются?». В общем, все смешалось в доме Облонских.

Четвертое место в рейтинге – проблема с климатом, который продолжает накаляться. Общий посыл – нас ждет экологическая катастрофа, как минимум – всепланетная засуха.

Но гораздо серьезнее климатических бедствий. По мнению Линдси, - ситуация на Ближнем Востоке. И это – третья позиция рейтинга. Автор подробно перечисляет события уходящего года и обозначает проблему: «Ослабление ХАМАС и "Хезболлы" создало возможность для поддерживаемых Турцией сил в Сирии свергнуть правительство Башара Асада в декабре, что еще больше изолировало Иран в регионе. Вопрос сейчас в том, заложили ли эти события основу для будущего мира или посеяли семена еще большего беспорядка». Вот только эти «семена» посеяли не какие-то «события» сами по себе, а сам Запад, особенно – Америка и Англия. Пусть теперь ждут всходов и готовятся к жатве.

Вторая, предпоследняя, позиция рейтинга наиболее значимых событий года недалеко ушла от ближневосточной тематики – подъем так называемой «Оси автократий». Так на Западе именуют сотрудничество между Китаем, Россией, Ираном и Северной Кореей. Линдси абсолютно верно уловил самую главную, можно сказать, - судьбоносную опасность, исходящую от этой «оси»: уменьшение влияние США в мировых делах. И что с этим делать?

А тут еще и ключевое событие года, возглавляющее рейтинг, - победа Дональда Трампа на президентских выборах в США.

- Победа Трампа придает ожиданиям Запада некую пикантность?

- Даже не пикантность, а особую остроту, доводящую до изжоги. Так, бывший посол США при ООН Джон Болтон, который в течение 17 месяцев дольше всех проработал советником Трампа по национальной безопасности в его прежнее президентство, выступил с резкой критикой его, якобы, недостатка знаний, интереса к фактам или последовательной стратегии. И предупредил: «Крупный международный кризис гораздо более вероятен во время второго срока Дональда Трампа, учитывая неспособность избранного президента сосредоточиться на внешней политике».

Он описал принятие решений Трампом как продиктованное личными отношениями и ”нейронными вспышками", а не глубоким пониманием национальных интересов.

Болтон отверг заявления Трампа во время предвыборной кампании этого года о том, что только он может предотвратить третью мировую войну, быстро положив конец конфликтам в Газе и на Украине.

Джон Болтон на днях поведал Тhe Guardian: «Это типично для Трампа: все это бахвальство. Мир стал более опасным, чем когда он был президентом раньше. Учитывая неспособность Трампа сосредоточиться на согласованном принятии решений, я очень беспокоюсь о том, как это может выглядеть. Резко отойдя от традиционной внешней политики США, Трамп проводил кампанию под лозунгом “Америка прежде всего”, пропагандируя изоляционизм, невмешательство и торговый протекционизм, включая значительные тарифы. У него нет философии, он не проводит политику в том виде, в каком мы ее понимаем, у него нет стратегии национальной безопасности».

- Какие предполагаемые действия Трампа их тревожат?

- В последние дни Трамп снова напугал западных политиков, пригрозив вернуть себе Панамский канал, призвав США купить Гренландию и предложив Канаде стать 51-м штатом. Ким Дэррок, который был послом Великобритании в Вашингтоне в течение четырех лет с 2016 года, сказал Sky News, что второй срок Трампа будет похож на драку в баре. Болтон с этим согласен: «Теперь, после переизбрания, он чувствует себя более уверенным в своих суждениях, что еще больше затруднит введение какой-либо интеллектуальной дисциплины при принятии решений».

Трамп заявил, что прекратит конфликт на Украине в течение дня, что вызвало опасения по поводу компромисса, который остановит военную помощь США и обяжет Киев сдать территорию. Болтон прокомментировал: «Я очень обеспокоен тем, что он хочет прекратить обсуждение этого вопроса. Он думает, что это война Байдена. Он сказал в ходе предвыборной кампании, что, если бы он был президентом, этого бы никогда не произошло, что, конечно, не доказуемо и не опровергаемо. Он хочет, чтобы это осталось позади, что явно подразумевает, что ему все равно, на каких условиях. И это очень опасно для Украины».

Что до доллара, то, как считают аналитики, предупреждения Трампа на этот счет, скорее, способствуют дедолларизации. Более того, нынешняя валютно-финансовая система создает проблемы для самих США, имея в виду в том числе и модель жить в долг: консервативный «Проект 2025» призывает вернуться к теме ФРС, (созданной частными банками в далеком 1913 году) и золотого стандарта в рамках создания специальной комиссии Конгресса. Но это будет сделать в нынешних условиях весьма проблематично.

- Чего ожидает от наступающего года Россия?

- В аналитическом докладе, подготовленном Международной медиагруппой «Россия сегодня», говорится о необходимости для нашей страны в течение года запустить два раздельных процесса – «комплексного мирного урегулирования с Украиной, включая закрепление новых границ и создание материальных гарантий прочности достигнутых целей СВО, и получения вызывающих доверие гарантий своей безопасности со стороны Запада». При этом, считают авторы доклада, понадобится коренной пересмотр всей натоцентричной архитектуры евробезопасности, если, конечно, НАТО переживет нынешнее обострение. Пока в самой Европе не разберутся в своих отношениях с Америкой, Москве вряд ли надо будет настраиваться на позитив на западном направлении своей более комплексной Евразийской стратегии.

Авторы доклада предупреждают: «В 2025 году перед российской стороной встанут непростые дилеммы, если Запад будет продолжать игнорировать наши условия и провоцировать нас действовать в одностороннем порядке, дабы добиться решительного исхода конфликта - как единственно приемлемого для российского общества и надежно обеспечивающего интересы нашей безопасности. Это послужило бы и мощным сигналом всему миру о неизбежности завершения западной гегемонии. Исторические аналогии для России очевидны - это решение о Заграничном походе Русской армии после бегства Наполеона из России и разгром и капитуляция нацистской Германии с взятием Берлина: и в том, и другом случае мы не могли остановиться на своих границах. Свои дилеммы придется разрешать и Западу, прежде всего Вашингтону: или пойти на наши минимальные условия, включая те, что были изложены в проектах документов от 15 декабря 2021 года, и не препятствовать двустороннему мирному урегулированию на Украине, или признать, что иначе придется воевать уже самим, причем сейчас, а не через 5-7 лет».

В общем, для коллективного Запада ситуация из разряда «не дергай дракона за хвост, вдруг тот решит оглянуться».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру