«Маневрировать было поздно»: генерал Попов рассказал, как сбили первый F-16 над Запорожьем

Возможно, самолет был сбит во время нанесения ударов вглубь РФ

Первый американский истребитель F-16, из числа переданных ВВС Украины, сбит в небе над Запорожской областью. Об этом сообщил ряд военных ресурсов. Примечательно, что Пентагон отказался комментировать происшествие, что, по словам военных аналитиков, является «очень нехорошим для противника признаком».

Между тем, Заслуженный военный летчик генерал-майор Владимир Попов в беседе с «МК» рассказал, как наши военные могли обнаружить и сбить хваленый натовский истребитель. Не исключается, что F-16 мог быть поражен во время нанесения ударов натовскими боеприпасами по гражданскому населению в глубине территории России.

Возможно, самолет был сбит во время  нанесения ударов вглубь РФ

Напомним, в четверг, 26 декабря появилась, пока неподтвержденная, информация о первом сбитом вражеском истребителе - F-16. Сообщалось также, что он был поражен при подготовке к нанесению ракетного удара в Запорожской области. Любопытно, что в США отказались от комментариев по этому инциденту, закрыв вопрос. Это очень тревожный признак.

Военный эксперт генерал-майор авиации Владимир Попов специально для «МК» попробовал смоделировать операцию в небе, которая завершилась уничтожением «американца».

- Действительно прошла информация о том, что нашей системой ПВО был сбит F-16 где-то на Запорожском направлении. Но пока официального подтверждения со стороны Минобороны нет. Не исключаю, что там ждут подтверждения объективного контроля или фотоснимков и каких-то других данных, подтверждающих этот факт.

Важно, конечно, уточнить, на каком удалении все это произошло. Если этот самолёт был сбит за 150-200 километров от линии соприкосновения, то, конечно, мы не получим полных данных, где он упал и катапультировался ли лётчик. А если истребитель запускал крылатую ракету и был сбит где-то в пределах 30-50 километров от линии боевого соприкосновения, тогда мы, наверное, можем получить достоверные сведения о том, какая же судьба постигла лётчика и самолёт.

Учитывая, что какой-то эксплуатационный опыт по F-16 у ВВС Украины уже есть (они все-таки около трех месяцев уже отлетали на территории Украины), не исключено, что они попробовали использовать запуски крылатых ракет типа «Шторм шэдоу» и подходили к линии соприкосновения.

- Какие задачи мог выполнять вражеский истребитель перед тем, как попал под наш огонь?

- На расстоянии 150-200 километров от линии боевого соприкосновения он мог идти на большой высоте - где-то на 8-10 километрах. Мог осуществить сброс боеприпаса, потом снова запустить двигатель и ещё набрать высоту примерно до 15-20 километров, а потом начать снижаться, пикировать на ту или иную заданную цель с маневрированием по курсу. Скорее всего в этом случае он был поражён до отстрела ракеты.

Самолет также мог работать вблизи линии соприкосновения. Почему допускается такой полёт почти в зоне действия наших систем ПВО? Потому что тогда дальность полёта крылатой ракеты будет максимально большой — она может улететь за 300-400 километров от места пуска. В таком случае удар наносился не по нашим войскам  на линии соприкосновения, а по гражданским объектам в глубине нашей территории. Возможно, это был демонстрационный полёт, чтобы нанести максимальное поражение  населению и вызвать недовольство.

Очевидно такая задача стояла, и если бы она была выполнена, мы бы сейчас разбирались с проблемами.

Если же он шёл на штурмовку наших позиций, штабов или складов планирующими, то в случае удачи противник продемонстрировал бы западным кураторам, что не зря получил такой серьёзный многоцелевой самолёт и не зря так долго выпрашивал его у Запада.

Поэтому будем ожидать подтверждения информации об уничтожении самолета средствами объективного контроля. Надо выяснить, как произошло падение,  потеряли они лётчика или нет. Это тоже очень важно. 

- Почему это важно?

- Важно с точки зрения имиджа ВВС Украины. Если летчик выжил, то его представят, как героя, который хоть и был сбит, но выполнил много задач и теперь имеет уникальный опыт, который можно передавать другим. А если летчик погиб, то, наверное, ВСУ промолчат. Безусловно, скажут, что полет был героический. Не исключено, что именно по этой причине они и молчат. Если бы полет был удачным, то, думаю, что в Киеве непременно бы уже об этом рассказали.

- Владимир Александрович, как мы могли обнаружить F-16?

- В глубине тыловой части наших войск, конечно, работают зенитные ракетные комплексы С-300, С-400. Не исключено, что мог работать и самолёт-радар -  авиационный комплекс дальнего радиообнаружения и наведения А-50У или же самолеты радиотехнической разведки на базе Ил-18, Ил-22. Ими проводится мониторинг воздушного пространства за линией соприкосновения, в сторону Украины. Могли, кстати, дежурить в районе Крымского моста и корабли, которые имеют на борту зенитно-ракетные комплексы - это мощные корабли, у которых дальность видимости достаточно большая.

Не исключено, что могли очень удачно сработать и наши спутники-разведчики. Бывает такое. Конечно, затруднительно, чтобы космические элементы разведки точно указали и оперативно передали информацию, но все равно такая общая обстановка комплексной разведки могла сработать.

Могли сработать и какие-то данные систем нелегальной разведки или разведки, которую проводят диверсионно-разведывательные группы. То есть вблизи украинских аэродромов были наблюдатели — когда самолеты взлетели, за этим сектором начали внимательно наблюдать.

- Какие это могли быть аэродромы?

- Аэродромы базирования F-16, конечно, находятся на максимальном отдалении от линии соприкосновения: Винница, Стрый, Чортков или Коломыя. Если они использовали в качестве аэродрома подскока аэродромы в Кременчуге  или под    Запорожьем - подлетели, заправились, взлетели — тогда, наверняка, их увидели наши радиолокационные станции, которые сейчас мобильно работают и прикрывают линию соприкосновения. Но вероятнее всего, работали зенитные системы дальнего действия С-300, С-350, С-400. 

- У F-16 были шансы уйти после обнаружения? 

- Были, конечно. Все зависит от подготовленности и мастерства летчика и от того, был ли он проинформирован о том, что мы его обнаружили. Дело в том, что система обнаружения и оповещения, которая находится на борту самолета или на земле не всегда срабатывает оперативно. Скорее всего, его обнаружили с минимальным временем включения наших средств - то есть, обнаружили, тут же выключились, дали целеуказание зенитчикам. Снова включились, пуск, и опять выключились, ракета самостоятельно пошла. В этом случае само бортовое оборудование, находящееся на F-16, не срабатывает, не успевает принимать и адекватно обрабатывать эти отдельные излучения.

И тогда идет запаздывание реакции. Летчик потом получит информацию о том, что ракета летит в его сторону, начинает маневрировать, выполняет противоракетный манёвр. Но если в данном случае самолет был сбит, то, скорее всего, уже было поздно выполнять противоракетные манёвры.

Читайте также: Награда ждет героя: за сбитый F-16 грядет выплата в 15 млн рублей

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру