Президент США, который скоро покинет свой пост, продолжает удивлять своей политикой. Джо Байден в последние дни своего правления утвердил рекордный оборонный бюджет. Тем не менее, несмотря на ожидания, никто из зарубежных партнеров Штатов не получил «плюшек» от Америки.
В США финансовый год начинается 1 октября. К этому времени обе палаты конгресса должны утвердить основные статьи государственного бюджета. Однако из-за традиционных межпартийных разногласий (например, сейчас президенту-демократу противостоят законодатели-республиканцы) процесс принятия бюджета часто затягивается. Поэтому, несмотря на то что новый оборонный бюджет должен был быть утверждён ещё в начале октября, действующий президент Джо Байден подписал его только на днях. Новый закон получил название "Закон об улучшении качества жизни военнослужащих и ассигнованиях на национальную оборону на 2025 финансовый год".
Год стал для США крайне непростым в сфере оборонной политики. Президент и законодатели месяцами спорили о том, какую именно поддержку предоставить своим союзникам — как традиционным (Израиль, Тайвань), так и новообретённым (например, Украине). В результате приоритет был отдан внутренним вопросам, включая льготы для военнослужащих и другие социальные выплаты. Общая сумма оборонного бюджета составила впечатляющие 895 миллиардов долларов, что на 9 миллиардов больше, чем в прошлом году.
Как сообщает РИА Новости, Байден максимально использовал свой статус «хромой утки», признавая в своём вступительном слове при оглашении нового закона, что президент не имеет полномочий контролировать всю внешнюю и оборонную политику. Тем не менее он настоял на включении в бюджет таких пунктов, как запрет на сотрудничество с Россией в сфере ископаемых топлив и на обмен информацией в рамках Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3, ДСНВ). После того как закон был одобрен конгрессом, даже новый президент Трамп не сможет изменить эти положения после своей инаугурации 20 января.
Тем не менее споров по поводу бюджета было немало. Спикер палаты представителей Майк Джонсон предложил запретить системе здравоохранения Tricare (предназначенной для сотрудников министерства обороны США) покрывать расходы на лечение гендерной дисфории. Таким образом, смена пола за счёт государственного бюджета стала невозможной.
Байден попытался возразить, заявив, что «ни один военнослужащий не должен выбирать между доступом к медицинской помощи и своим служением стране», однако в конечном итоге он согласился с решением конгрессменов.
Что касается внешней политики, то конкретные выплаты союзникам почти не предусмотрены. Разведывательные службы США должны лишь «оценить» вероятность победы Киева в конфликте с Москвой и, на основе этого анализа, определить «риски для национальной безопасности США в случае прекращения поставок оружия Украине и успешного завершения Россией своей спецоперации».
Эти неопределённые формулировки ставят под сомнение «обещания» Трампа о быстром установлении мира в Восточной Европе. Новому президенту США, вероятно, придётся прибегать к личным распоряжениям, чтобы внести изменения в планы, утверждённые Байденом.
Основной выгодополучатель от принятого закона — Тайвань. Из общего объёма оборонного бюджета в 895 миллиардов долларов 15,5 миллиарда выделены на так называемую Тихоокеанскую инициативу сдерживания. В Пекине уже выразили недовольство и предупредили о «жёстких и решительных мерах», если подобные шаги продолжатся. Таким образом, Трампу после 20 января предстоит сосредоточить своё внимание не только на украинском вопросе, но и на ситуации в Азии, причем даже в большей степени.