«Где моя Панама?»: почему Трамп желает снова получить для Америки важнейший судоходный канал

Республику в Центральной Америке вновь хотят разрезать надвое

Очередные американские «хотелки» уже наделали шума. Избранный президент США Дональд Трамп заявил о своем намерении вернуть своей стране Панамский канал. Таким желаниям будущего хозяина Белого дома придает особую пикантность тот факт, что через несколько дней будет отмечаться юбилей – 25 лет с того дня, когда эта важнейшая водная транспортная артерия была передана Соединенными Штатами независимой Панаме. И вот теперь – «вертай взад!»

Республику в Центральной Америке вновь хотят разрезать надвое
Гатунские шлюзы Панамского канала. Фото: Wikipedia.org.

Уж мы его копали-копали, рыли-рыли! Искусственный пролив, перерезающий Центральную Америку в самом узком месте Панамского перешейка и соединяющий Атлантический и Тихий океаны, строился (с перерывами) почти 40 лет. Главным интересантом данного проекта оказались Соединенные Штаты.

Американское руководство очень хотело получить права полноценного хозяина столь уникального и стратегически важного гидротехнического сооружения. Этого удалось добиться в несколько приемов. Сперва договорились с «владычицей морей» Англией, подписав в 1901 году документ, дающий право сооружать канал без участия Великобритании. Потом в 1902-м выкупили строительную концессию у французов, которые являлись зачинщиками проекта. Третьим – важнейшим, - этапом стало «отвоевание» территории, по которой должен пройти канал, у Колумбии.

В начале 1903 года было подписано соглашение о том, что суверенная Колумбия отдает в аренду Штатам на 100 лет 10-мильную полосу земли, где проектировщиками запланирована трасса рукотворного пролива. Однако колумбийский сенат не стал такой международный договор ратифицировать. Поняв, что власти этой латино-американской страны не хотят уступать, «верхи» США предприняли «ход конем» - вполне фирменный для них. С «подначки» «большого соседа» было организовано в Колумбии сепаратистское движение, которое уже несколько месяцев спустя добилось (при активной поддержке военного флота Америки) отделения от этой страны ее северо-западного штата Панама и создания там Панамской республики.

С данным формально независимым государством и был подписан договор о передаче Штатам «зоны земли… для сооружения, поддержания, эксплуатации, установления санитарного порядка и защиты упомянутого канала» в вечное пользование. То есть фактически этот «коридор», разрезающий территорию Панамской республики надвое, отныне становился полноценным американским владением.

Активное строительство канала американцами длилось после этого чуть более 15 лет. Официально судоходство здесь было открыто летом 1920-го.

«Штатовцы» безраздельно владели каналом на протяжении 8 десятилетий, но потом все-таки согласились вернуть его «по принадлежности». Осенью 1977-го тогдашний президент США Картер подписал с лидером панамы Торрихосом договор о передаче Панаме контроля над зоной канала, начиная с 2000 года. В итоге 31 декабря 1999-го американцы перестали быть хозяевами этой водной артерии.

Теперь, четверть века спустя, Трамп хочет «передоговориться». Как в детской игре – «Чурики!». Что было – то не считается!

Понять 47-го президента США с его сугубо капиталистическими взглядами на мир и события в нем вполне можно.

Сложнейший с технической точки зрения и очень дорогостоящий проект был при том изначально супер-выгодным для организации морских перевозок. Суда, пользующиеся им, экономили чуть ли не 10 тысяч километров, будучи избавлены от необходимости огибать Южную Америку на пути в Атлантику из Тихого океана или в обратном направлении.

Естественно, за такое удобство необходимо платить.

- В среднем ежегодно по Панамскому каналу проходит немногим меньше 15 тысяч судов разного тоннажа – от небольших яхт до огромных супертанкеров, - рассказал специалист по морской тематике Дмитрий Мазур. – С каждого берется за такой транзит определенная сумма. Для маломерок менее, чем 15,5 метра в длину тариф совсем небольшой – всего 500 долларов. А вот для самых крупных судов стоимость «билета за проезд по Панамскому каналу» может достигать 350-400 тысяч.

«Навар», как видите, весьма большой. И сейчас все эти деньги поступают в панамскую казну. При этом США, лишившись официального статуса хозяина канала, продолжают оставаться главным его пользователем. По статистике за последние годы почти три четверти судов, проходящих через канал – американские. Соответственно, и основные расходы на пользование таким искусственным трансокеанским соединительным руслом тоже у американцев.

Теперь Трамп объявил, что тарифы, взимаемые Панамой, «непомерны». «…Особенно учитывая чрезвычайную щедрость, которую США даровали Панаме». «Нас грабят на Панамском канале…» Если панамские власти не согласятся снизить цены «на билеты», мистер Дональд намерен добиваться восстановления статус-кво, которое существовало до рубежа 2000-х: Панама без Панамского канала. Будущий хозяин Овального кабинета заявил также, что передача канала Соединенными Штатами Панаме была совершена «по глупости».

Следует отметить, что переход канала вновь под крыло Америки может обернуться проблемами для морского торгового флота России. Американцы вполне способны, прибрав эту водную перемычку к рукам, ввести запреты на проход российских кораблей. Панамские власти в этом смысле гораздо более лояльны к нашей стране. Суда под российским флагом могут пользоваться Панамским каналом на тех же условиях, что и корабли других стран.

Читайте также: «Мы не продаемся»: правительство Гренландии отреагировало на слова Трампа о покупке острова

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру