Чей Панамский канал: оценены угрозы Трампа отобрать важнейший морской путь

«Это полное ограбление нашей страны будет немедленно прекращено»

Избранный президент США Дональд Трамп пригрозил вернуть американский контроль над Панамским каналом из-за "непомерных" тарифов, но президент Панамы отверг его заявления. Что это за водный путь и почему он так важен – попробуем разобраться.

«Это полное ограбление нашей страны будет немедленно прекращено»
Фото: Brandon Bell/POOL/Global Look Press

Панамский канал является основным водным путем, соединяющим Атлантический и Тихий океаны, что позволяет морским путешественникам избежать дополнительных 7000 морских миль (13 000 км) вокруг оконечности Южной Америки.

Как напоминает The Guardian, 82-километровый канал проходит через центр Панамы, страны, занимающей полосу суши между Центральной и Южной Америкой.

За год, закончившийся 30 сентября, через канал прошло почти 10 000 судов, которые перевезли 423 миллиона тонн, включая продовольствие, минералы и промышленные товары. Более 40% потребительских товаров, которыми в прошлом году торговали между Северо-Восточной Азией и восточным побережьем США, было перевезено через канал.

США являются крупнейшим клиентом канала, на долю которых приходится около трех четвертей грузов, проходящих по нему каждый год, в то время как Китай считается вторым по величине клиентом.

Кому принадлежит канал? Правительство Панамы владеет каналом и управляет им через специальное агентство, Управление Панамского канала, в течение 25 лет.

США управляли каналом в течение ХХ века, взяв под свой контроль зону канала и начав строительство в 1904 году после того, как помогли Панаме завоевать независимость от Колумбии. Канал открылся в 1914 году, произведя революцию в мировом судоходстве и позволив тысячам грузовых судов и американских линкоров проходить через него каждый год.

Контроль США над каналом и исключение панамцев из него создали напряженность в отношениях между местными жителями и приезжими из США, что побудило власти в 1950-х годах возвести стену между Панама-Сити и зоной канала.

9 января 1964 года вспыхнула крупная акция протеста, и в результате последовавших репрессий со стороны властей были убиты 28 человек, что вызвало возмущение международного сообщества и побудило американских стратегов отказаться от канала. В 1977 году президент США Джимми Картер и панамский лидер Омар Торрихос подписали два договора о постепенном прекращении контроля США над каналом.

После периода совместного правления, омраченного вторжением США в 1989 году с целью свержения военного лидера Мануэля Норьеги, Панама установила полный контроль над каналом в 1999 году.

Чего же хочет от Панамы Трамп? А Трамп потребовал, чтобы Панама вернула канал Соединенным Штатам, если она не будет управлять водным путем так, как он считает приемлемым.

Избранный президент США выразил недовольство тем, что он назвал “непомерными” тарифами, которые взимались с правительства, военно-морского флота и предприятий США за использование канала.

“Сборы, взимаемые Панамой, смехотворны, - написал он. - Это полное ограбление нашей страны будет немедленно прекращено”.

Суда, использующие канал, должны платить сборы, установленные администрацией канала. В последние годы на фоне засух, усугубленных глобальным потеплением, которые приводят к высыханию основных водохранилищ и снижению пропускной способности канала, резко возросли переменные показатели.

В результате сильной засухи в конце 2023 года только 22 судна пересекали канал каждый день вместо обычных 36, что вынуждало суда неделями стоять в очереди или платить до 4 миллионов долларов, чтобы пройти дальше. По сравнению с сентябрем этого года транзитные перевозки сократились почти на треть.

Администрация канала разрешила все большему числу судов пользоваться каналом в течение 2024 года, что уменьшит загруженность, но с 1 января 2025 года увеличит сборы и введет некоторые дополнительные сборы. Президент Панамы Хосе Рауль Мулино заявил, что транзитные сборы по каналу не были завышены.

Трамп также предупредил, что не допустит, чтобы канал попал в “чужие руки”, и, по-видимому, предположил, что Китай оказывает на него влияние. Китайская компания, базирующаяся в Гонконге, контролирует два из пяти портов, прилегающих к каналу, по одному с каждой стороны, но Мулино сказал, что Панама полностью контролирует канал. “Каждый квадратный метр Панамского канала и прилегающих к нему зон является частью Панамы, и так будет и впредь”, - сказал лидер центральноамериканской страны в видеообращении в воскресенье.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру