Через неделю, 29 декабря, состоится инаугурация нового президента Михаила Кавелашвили, и Зурабишвили придется покинуть резиденцию. Однако делать это она явно не хочет. Ранее в тот же день премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе пообещал привлечь Зурабишвили к уголовной ответственности в том случае, если она назначит новые парламентские выборы и/или не покинет резиденцию после 29 декабря. Он разъяснил, что в Уголовном кодексе Грузии есть статьи, которые предусматривают за подобные действия длительное тюремное заключение. При этом премьер выразил надежду, что 72-летней женщине «хватит разума не нарушать нормы Уголовного кодекса». Он подчеркнул, что Зурабишвили самой решать, хочет она провести остаток жизни за решеткой или на свободе.
Кобахидзе пояснил, что парламентские выборы в Грузии назначаются только в трех случаях. Во-первых, когда истекает четырехлетний срок полномочий депутатов действующего парламента. Во-вторых, когда Центральная избирательная комиссия или Конституционный суд аннулируют результаты ранее проведенных выборов. В-третьих, когда парламент не выражает доверия правительству. Все остальное законодательством Грузии не предусмотрено. Как известно, ЦИК Грузии признал прошедшие в октябре парламентские выборы, Конституционный суд даже не принял жалобы на выборы со стороны оппозиции и президента к рассмотрению. Казалось бы, вопрос исчерпан.
Но тут Зурабишвили делает хитрый, как ей, возможно, кажется, ход. В тюрьму она не хочет, поэтому сама новые выборы не назначает, но призывает это сделать саму правящую партию. По мнению премьера Грузии, это ей посоветовал «кто-то умный». Разумеется, действующие власти назначать новые выборы не будут. Что же предпримет Зурабишвили через неделю, когда срок ультиматума истечет, а ей предложат «освободить жилплощадь» для нового постояльца?
Мой прогноз – ничего. Тема с ультиматумом с самого начала была крайне неудачной, потому что ультиматум всегда выдвигается с позиции силы. Он строится по схеме «если – то». Если через неделю власти не выполнят условия ультиматума Зурабишвили, то что? Произойдет революция? Она бы уже давно произошла, если бы у оппозиции были такие возможности. Но их нет. Народ Грузии по-прежнему безмолвствует, и вид пляшущих народные танцы на проспекте Руставели полоумных оппозиционных теток его явно не вдохновляет.
Опасность госпереворота в Грузии нельзя преуменьшать, но не стоит и преувеличивать. 72-летняя французская разведчица Зурабишвили пока сумела напугать не столько «Грузинскую мечту», сколько российских экспертов. Это потому, что они не видели Зурабишвили «в деле». А ведь это не первая революция, которую она пытается возглавить. Первая была против Михаила Саакашвили. Тогда Зурабишвили вместе с другими оппозиционерами выступала с уличных трибун, проводила митинги, перекрывала Руставели, организовала палаточный городок… Толку – ноль.
Оппозиционеры из последних сил охрипшими голосами кричали с трибун «Цади!» (уходи) в адрес Саакашвили. А он не уходил. Палаточный лагерь в центре столицы превратился в приют бомжей. Протестующие угрюмо гнили в палатках, а прохожие плевали в их сторону. Потом этот бомжатник самоликвидировался. Уже тогда политический потенциал Зурабишвили всеми кому надо был взвешен и оценен. С возрастом он явно не увеличился. Ее фактически назначили президентом именно потому, что это была вполне безопасная фигура, в чьи задачи входило представлять «европейское лицо» Грузии на международной арене.
Сейчас она, видимо, хочет гарантий обеспеченной старости во Франции, поэтому кричит и всячески шебуршится. Ведь западные спецслужбы работают под девизом: «Никогда не сдавайся!» Вот она и делает вид, что не сдается. Но это может плохо для нее закончиться. Бесполезную во всех отношениях, но раскрученную даму вполне могут выбрать на роль «сакральной жертвы». Я бы посоветовала властям Грузии хорошо ее охранять...