Если не хочешь винить действительных виновных – вали всё на Китай. Так получается у Запада вот уже не первый год. Судно Yi Peng 3 оказалось не в то время не в том месте, оно было замечено во время движения по двум оптоволоконным кабелям: один между Швецией и Литвой, а другой — между Хельсинки и Германией. И ладно бы просто замечено: оно там находилось примерно в то время, когда они были перерезаны 17 и 18 ноября в шведских территориальных водах недалеко от островов Готланд и Эланд.
Более месяца после этого судно стояло на якоре в проливе Каттегат между Швецией и Данией, где за ним наблюдали представители многих стран. Сайт отслеживания судов VesselFinder показал, что в субботу Yi Peng 3 направлялось на север из пролива, а в понедельник Китай подтвердил, что судно покинуло его, чтобы «обеспечить физическое и психическое благополучие экипажа».
Министр иностранных дел Швеции Мария Мальмер Стенергард поспешила заявить в понедельник, что Китай не выполнил просьбу Швеции о допуске на борт шведских прокуроров.
Стенергард заявила, что, хотя она ожидает продолжения переговоров между Швецией и Китаем «на разных уровнях», именно прокурор должен решить, какие следственные меры следует предпринять. Ранее в понедельник Китай пообещал продолжить сотрудничество с региональными властями по судну.
Как сообщила AFP представитель министерства иностранных дел КНР Мао Нин, «компания-судовладелец после комплексной оценки и консультаций с соответствующими сторонами решила возобновить операции. Китай заранее уведомил все соответствующие страны. Пекин готов поддерживать связь и сотрудничество со странами, вовлечёнными в инцидент, для дальнейшего урегулирования».
В четверг шведские, немецкие и финские представители власти были приглашены на борт Yi Peng 3 вместе с датским представителем в рамках расследования, проводимого Китаем. Однако шведскому прокурору, который возглавляет европейское расследование, не разрешили подняться на борт судна.
В конце прошлого месяца премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон заявил, что шведские власти направили Китаю официальный запрос о сотрудничестве в связи с предполагаемой диверсией и хотят получить от Китая «ясность» относительно того, что случилось с кабелями.