Истоки
Благодаря техническому прогрессу наша страна уже в начале прошлого века вышла в число ведущих авиационных держав. Творческий гений русского инженера Игоря Сикорского и организатора промышленного производства Михаила Шидловского положили начало отечественному самолетостроению. На Русско-Балтийском вагонном заводе началась производство небольших летательных аппаратов конструкции Сикорского. А 10 (23) декабря 1913 года в воздух поднялся первый в мире многомоторный самолет-гигант «Илья Муромец». Россия стала родиной тяжелой авиации.
После начала в августе 1914 года Первой мировой войны этот самолет затребовало военное ведомство. Он стал первым в мире тяжелым бомбардировщиком. Военный совет Российской армии принял решение о создании Эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», которое было высочайше утверждено 10 (23-го по новому стилю) декабря 1914 года. Этот день принято считать днем рождения Дальней авиации.
Первое в мире соединение тяжелых воздушных кораблей явилось фактическим началом Дальней авиации России. Начальником Эскадры был назначен призванный в 58 лет на военную службу, с присвоением звания генерал-майор, Михаил Владимирович Шидловский. Этого поистине выдающегося гражданина и патриота России мы по праву считаем первым командующим Дальней авиацией.
Эскадра формировалась в районе города Яблонна под Варшавой. На вооружение поступили 10 боевых воздушных кораблей и два учебных «Муромца». В последующем штаб Эскадры базировался в Лиде, Пскове, Виннице.
Первый боевой вылет самолет «Илья Муромец» (командир корабля штабс-капитан Г.Г. Горшков) совершил 21 февраля 1915 года. За годы Первой мировой войны экипажи Эскадры выполнили около 400 боевых вылетов. Они наносили бомбовые удары по войскам и объектам противника за линией фронта, вели стратегическую воздушную разведку. В воздушных боях огнем бортовых пулеметов было уничтожено 12 истребителей противника.
За всю войну истребителям противника удалось сбить только один «Муромец». Боевые заслуги авиаторов Эскадры получили высокую оценку. 39 летчиков, офицеров-наблюдателей, артиллерийских офицеров, пулеметчиков, механиков и мотористов стали Георгиевскими кавалерами. В апреле 1917 года в Эскадру входило четыре боевых отряда, насчитывающих два десятка воздушных кораблей.
***
Революционные потрясения 1917 года стали началом заката Эскадры тяжелых самолетов. Был обвинен Временным правительством в некомпетентности и снят с должности начальник Эскадры генерал-майор Шидловский. Покинул Эскадру, а затем и Россию Сикорский. Впоследствии Шидловский был обвинен большевистской властью в предательстве, шпионаже и расстрелян.
В сентябре 1917 года германские войска подошли к Виннице, где в тот период дислоцировалась Эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец». Организовывать эвакуацию имущества Эскадры оказалось некому. Самолеты сожгли, чтобы они не достались врагу.
Попытки возрождения тяжелой авиации начались после Октябрьской революции. Декретом Совета народных комиссаров от 22 марта 1918 года предписывалось сформировать Северную группу воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трех боевых единиц. В 1921 году авиагруппа была переименована в Дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трех отрядов, по два самолета в каждом. Один из отрядов, 51-й тяжелобомбардировочный, за активную боевую деятельность был награжден Почетным революционным Красным знаменем ВЦИК. Наград удостоены многие авиаторы, в том числе, командир «Ильи Муромца» А.К. Туманский - ордена Красного знамени.
В Советской России появились новые энтузиасты авиации, мечтавшие о могучих крыльях для своей страны. Одним из них был Андрей Николаевич Туполев. Его первый цельнометаллический моноплан, ставший основой советской тяжелой авиации, поднялся в воздух уже в конце 1925 года. А вскоре на московском заводе в Филях началось его серийное производство. В 1929-1930 годах формируются авиационные бригады тяжелых бомбардировщиков ТБ-1.
Так началось возрождение дальней авиации в нашей стране. Вскоре её боевой состав стали пополнять новые тяжелые и дальние бомбардировщики ТБ-3, ДБ-3, ТБ-7, ЕР-2. К концу 1930-х годов дальнебомбардировочная авиация ВВС Красной армии имела на вооружении 1200 самолетов.
Параллельно с развитием авиатехники совершенствовалась организационная структура дальней авиации. В 1936-1938 годах авиабригады и корпуса тяжелых бомбардировщиков были сведены в три воздушные армии особого назначения (АОН), которые находились в непосредственном подчинении Наркома обороны.
В 1940 году управления АОН были расформированы, а их соединения и части вошли в созданную Дальнебомбардировочную авиацию Главного командования (ДБА ГК) Красной армии, состоявшую из тяжелобомбардировочных авиационных корпусов.
Война
К началу Великой Отечественной войны ДБА ГК включала 5 авиакорпусов, 3 отдельных авиадивизии и отдельный авиаполк. Всего до 1500 самолетов.
Первые боевые вылеты экипажи ДБА выполнили 22 июня 1941 года. Они атаковали скопления войск противника в районах Сувалок и Перемышля. На второй день войны дальние бомбардировщики совместно с морской авиацией бомбили Данциг, Кенигсберг, Варшаву, Краков, Бухарест.
26 июня 1941 года в районе Молодечно командир эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка капитан Николай Гастелло совершил наземный таран, направив горящий бомбардировщик на танковую колонну противника. Подвиг Гастелло в последующем повторили еще 11 экипажей дальней авиации.
В ночь с 10 на 11 августа 1941 года 3 группы дальних бомбардировщиков из состава 22-го, 200-го дбап и 81-й авиадивизии нанесли удар по Берлину. В течение месяца они совершили 10 налетов на логово фашистов, выполнили 90 самолето-вылетов. За образцовое выполнение заданий по бомбардировке Берлина майоры В.И. Щелкунов и В.И. Малыгин, капитаны В.Г. Тихонов и Н.В. Крюков, лейтенант В.И. Лахонин удостоены звания Героя Советского Союза.
Тяжелые обстоятельства начального периода войны часто вынуждали командование Красной армии использовать дальнюю авиацию не по назначению. Вместо ночных полетов в глубокий тыл врага экипажам приходилось летать днем на бомбежку механизированных колонн, скоплений техники и живой силы. Дальняя авиация использовалась как фронтовая, днем и зачастую без истребительного прикрытия. Потери были очень велики. В результате к концу 1941 года в составе дальнебомбардировочной авиации оставалось немногим более 300 самолетов, из которых половина уже не могла подняться в воздух.
Такое положение вынудило Госкомитет обороны (ГКО) изъять дальнебомбардировочные части из состава ВВС фронтов и подчинить их непосредственно Верховному главному командованию в составе авиации дальнего действия (АДД).
5 марта 1942 года было принято Постановление ГКО, ознаменовавшее новый этап развития дальней авиации. В АДД было передано 8 дивизий дальних бомбардировщиков – 341 самолет. Командующим авиацией дальнего действия был назначен генерал-майор авиации Александр Голованов. Впоследствии он станет Главным маршалом авиации.
АДД за два года превратилась в мощный стратегический воздушный флот. Возросла её боевая эффективность, резко сократились боевые потери. Если в первые полгода войны один сбитый бомбардировщик приходился на 13 самолето-вылетов, то весной 1942 года один сбитый – на 97 самолето-вылетов. Удары наносились по наиболее важным объектам: железнодорожным узлам, аэродромам, штабам крупных группировок войск противника.
Только в 1942 году АДД получила от промышленности 650 новых самолетов Ил-4, Ер-2, Пе-8, Ли-2. К маю 1944 года в состав АДД входило 8 авиакорпусов, 22 авиадивизии, 66 полков, а также воздушно-десантные части и отряды Гражданского воздушного флота.
АДД – это ночные налёты на Кенигсберг, Данциг, Берлин, ураганные авиаудары по железнодорожным узлам, военным резервам и переднему флангу противника, доставка боеприпасов и грузов войскам и партизанам, помощь героям Народно-освободительной армии Югославии. Самолеты АДД перевозили министра иностранных дел Вячеслава Молотова на переговоры в Англию и США над территорией воюющей Европы, и далее – через Атлантический океан.
По ряду причин, в том числе и субъективных, в декабре 1944 года АДД была переформирована в 18-ю воздушную армию и подчинена командованию ВВС, но с ориентацией на выполнение заданий Ставки ВГК.
За годы войны экипажи дальних бомбардировщиков совершили около 220 тыс. боевых вылетов, в том числе в Сталинградской битве - 14 тыс., в сражении под Курском, Орловской и Белгородско-Харьковской наступательных операциях - 9 тыс., в невиданной по размаху и участию войск Белорусской операции — 13,5 тыс.
Реформы
После Победы над фашистской Германией 18-я воздушная армия переключились на решение новых боевых задач, связанных с разгромом японской армии. В ночь на 10 августа 1945 года 78 экипажей дальних бомбардировщиков с целью деморализации тыла и нарушения управления японскими войсками нанесли удар по промышленным объектам и штабу Квантунской армии в городе Чанчунь.
16 августа более 100 самолетов Ил-4 бомбили узлы сопротивления Дуннинского укрепленного района. Мощные удары дальних бомбардировщиков привели к скорой капитуляции Квантунской армии и победоносному завершению Второй мировой войны.
Боевые заслуги АДД и 18 ВА получили высокую оценку. 4 авиакорпуса, 12 дивизий, 43 полка были преобразованы в гвардейские, семь дивизий и 38 полков награждены орденами, восьми корпусам, 20 дивизиям и 46 авиаполкам присвоены почетные наименования. Почти 25 тыс. солдат и офицеров удостоены государственных наград, 269 стали Героями Советского Союза, летчики С.И.Кретов, А.И.Молодчий, В.Н.Осипов, П.А.Таран, Е.П.Федоров и штурман В.В.Сенько дважды удостоены этого высокого звания.
Роль дальней авиации, как военно-политического средства достижения победы, резко возросла в послевоенный период. Появление в США ядерного оружия, атомные бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки, создание в начале 1946 года в американской армии Стратегического авиационного командования (САК), потребовали адекватных мер.
3 апреля 1946 года Постановлением Совета Министров СССР на базе 18 ВА создана Дальняя авиация Вооруженных сил СССР. Её командующим назначен Главный маршал авиации Голованов.
В состав Дальней авиации вошли 3 воздушных армии, которые базировались в Смоленске, Житомире (позже в Виннице) и Хабаровске. В самостоятельном статусе Дальняя авиация просуществовала два года, и в 1948 году вновь была включена в состав ВВС. Был отстранен от должности командующий Голованов. После него руководство менялось с удивительной быстротой: за шесть лет сменились четыре командующих — Павел Жигарев, Евгений Николаенко, Сергей Руденко, Александр Новиков. В 1955 году Дальняя авиация обрела нового командира, который возглавлял её в течение семи лет и при котором Дальняя авиация, несмотря на хрущевский погром, не только сохранила, но и приумножила свою боевую мощь. Это был Герой Советского Союза, Герой Монгольской Народной Республики и Народный Герой Югославии маршал авиации Владимир Судец.
Развитие Дальней авиации в послевоенный период было активным, а порой и бурным. Особенно с появлением реактивной техники и новых видов оружия, в том числе массового поражения. Конструкторские бюро А.Н.Туполева и М.В.Мясищева создали стратегические бомбардировщики Ту-4, Ту-95, М-4 и 3М. Первый реактивный дальний бомбардировщик Ту-16 стал не только лучшей боевой машиной своего класса, но и основой для создания пассажирского реактивного лайнера Ту-104.
Значительно увеличились возможности Дальней авиации, возросли скорость, маневренность, глубина её действий. Новые самолеты являлись на тот момент единственным средством доставки ядерного оружия.
Весной 1959 года Герой Советского Союза Василий Решетников с главным штурманом Дальней авиации генералом В.Т.Тарановым на стратегическом бомбардировщике Ту-95 поставили мировой рекорд дальности полета по замкнутой кривой – 17 тыс. 150 км. Самолет провел в воздухе 21 час 15 минут. Прежний рекорд американских летчиков был превзойден на 2700 километров.
В 1959 году, вошедшем в историю, как начало разгрома военной авиации при Хрущеве, который возвел в абсолют ракетную технику, Дальнюю авиацию постигла несколько иная участь. Она послужила основой для создания нового вида Вооруженных Сил СССР – Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В состав РВСН были переданы управления трех воздушный армий, штабы ряда дивизий и 29 авиаполков.
К 1961 году основу организации Дальней авиации стали составлять 3 отдельных тяжелых бомбардировочных авиационных корпуса: 2-й в Виннице, 6-й в Смоленске, 8-й в Благовещенске (Иркутске). В том же году на вооружение Дальней авиации поступили дальние сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22 и первые ракетоносцы Ту-16К.
Вслед за ними появились ракетоносцы Ту-95К и Ту-22К. Дальняя авиация становится ракетоносной, что подняло её на качественно новый уровень, сделало авиационной составляющей стратегических ядерных сил.
Поступившие на вооружение Дальней авиации в 70–80-е годы авиационные комплексы Ту-22М, Ту-95МС, Ту-160, подняли на новую высоту роль и место Дальней авиации в общей системе обороны страны. Огромная заслуга в этом принадлежит Герою Советского Союза, заслуженному военному летчику СССР генерал-полковнику авиации Василию Решетникову, который командовал Дальней авиацией с 1969 по 1980 год.
Стратегические ракетоносцы, вооруженные крылатыми ракетами большой дальности, способны не только наносить мощные удары по заданным целям в любой точке земного шара, но также, не прибегая непосредственно к военным действиям, демонстрировать решимость применения своего оружия, что крайне проблематично для других составляющих стратегических ядерных сил.
Эта способность Дальней авиации оказалась эффективным средством поддержания стратегического паритета в 1986–1989 годах, когда ракетоносцы Ту-95МС, в ответ на размещение в Западной Европе американских ракет «Першинг-2», осуществляли полеты в зону боевого дежурства у берегов США и Канады
Кризис
В 1980 году Дальнюю авиацию постигла очередная реорганизация. Было упразднено управление командующего Дальней авиации и созданы на основе прежней структуры 3 воздушные армии Верховного Главного командования (ВГК) стратегического назначения, подчиненные главкому ВВС: 37-я (Москва), 46-я (Смоленск), 30-я (Иркутск).
Понадобилось восемь лет, чтобы осознать ошибочность этих перемен. В апреле 1988 года на базе 37 ВА ВГК (СН) возрождено управление командующего Дальней авиации, с подчинением ему 30 ВА ВГК и 46 ВА ВГК, оперативной группы (в Арктике), 43 центра боевого применения и переучивания летного состава (Рязань). В боевом составе Дальней авиации насчитывалось 10 тяжелых бомбардировочных авиадивизий, 25 ударных полков, полк самолетов-заправщиков, 3 транспортных авиаполка.
К сожалению, в таком мощном составе Дальняя авиации существовала недолго. После развала СССР в Дальней авиации последовала череда реорганизаций и сокращений, связанных, в том числе, с национализацией частей, дислоцированных на Украине, выводом соединений и частей с территории Прибалтики, Белоруссии и Казахстана.
Сокращение Дальней авиации привело к упразднению штабов 30-й и 46-й воздушных армий. Резко снизились возможности новой России по содержанию и обеспечению войск. Возникло такое понятие, как «топливный голод». Сокращалась интенсивность полетов. Летный состав перестал получать необходимую подготовку, что негативно сказывалось на боеготовности.
Оптимизация структуры привела к упразднению в 1998 году управления командующего Дальней авиацией и переформированию его в 37-ю ВА ВГК (стратегического назначения), в составе которой оставались 2 дивизии и 8 ударных полков.
Удивительно, но уже в 2008 году новая структура Вооруженных сил новой России оказалась старой. Начались поиски «нового облика» под руководством нового министра оборона Анатолия Сердюкова и начальника Генштаба Николая Макарова. В результате впервые с 1930-х годов из состава отечественной военной авиации исчезли авиаполки. Вместо авиадивизий и авиаполков появились «авиабазы» 1-го и 2-го разряда. Управление 37-й ВА ВГК (СН) переформировано в управление командования Дальней авиации с одновременным преобразованием дивизий и полков в авиабазы.
К счастью, отказ в авиации от дивизионно-полковой структуры вскоре был признан ошибочным и авиабазы переформированы в полки и дивизии. Однако негативные последствия этих новаций ощутимы по сей день. Особенно тяжело они отразились на морально-психологическом состоянии военнослужащих, в результате чего значительная часть офицеров различных специальностей была уволена с военной службы из-за сокращения штатов.
Пожалуй, в истории Дальней авиации это были самые трудные годы. Только благодаря личному составу, беспредельно преданному авиации и профессии защитника Родины, удалось преодолеть то лихое время. Дальняя авиация сохранила свою основу и в настоящее время обретает все большую мощь и боевые возможности.
Возрождение
Возросла интенсивность полетов Дальней авиации. В 2001 году стратегические ракетоносцы впервые после десятилетнего перерыва появились над Северным полюсом. Возобновились полеты на поиск и разведку авианосных ударных группировок, полеты «за Угол» - в Северную Атлантику.
С 2002 года начались регулярные полеты Ту-160 с выполнением дозаправки в воздухе. Первую дозаправку на Ту-160 выполнил командир 22-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии генерал-майор Анатолий Жихарев.
В мае 2003 года два Ту-160 и четыре Ту-95МС выполнили уникальный полет в Индийский океан, который проходил через воздушные пространства иностранных государств. Ранее такие полеты отечественная Дальняя Авиация не выполняла. Осенью 2008 года два ракетоносца Ту-160 выполнили перелет в Венесуэлу. С аэродрома Либертадор Ту-160 совершили два тренировочных полета над акваторией Карибского моря, после чего вернулись к месту постоянного базирования в Энгельс.
17 августа 2007 года президентом РФ было принято решение по возобновлению полетов стратегических ракетоносцев на воздушное патрулирование в районах Аляски, Алеутских островов, Великобритании, северного побережья Канады, над акваториями Черного и Балтийского морей и вдоль южных границ стран СНГ.
В ходе этих полетов экипажи Ту-160 и Ту-95МС отрабатывали вопросы взаимодействия с истребителями, частями зенитных ракетных войск.
Полеты с дозаправкой в воздухе увенчались установлением двух рекордов продолжительности полета. 9 июня 2010 года экипажи Ту-160 подполковников А.И.Хабарова и М.И.Шишкина на Ту-160 выполнили полет (с двумя дозаправками топливом) продолжительностью 24 часа 24 мин.
28-29 июля 2010 года экипажи Ту-95МС подполковника С.Г.Сырбу и майора Е.В.Семенюка выполнили полет с четырьмя дозаправками продолжительностью 42 часа 17 мин, пройдя за это время 28 тыс . 30 км.
В 2018 году выполнены полеты в Венесуэлу в составе авиагруппы из пары Ту-160 и обеспечивающих самолетов. Экипажи выполнили специальный полет над акваторией Карибского моря, со взлетом и посадкой на аэродроме Майкетия.
23 октября 2019 года два стратегических ракетоносца Ту-160 выполнили беспосадочный полёт с авиабазы Энгельс Саратовской области на аэродром Ватерклоф в ЮАР. Маршрут самолетов пролегал в воздушном пространстве над акваториями Каспийского и Аравийского морей, а также Индийского океана. Они летели более 13 часов с дозаправкой топливом в воздухе, преодолев за это время свыше 11 тыс. км.
В сентябре 2020 года два экипажа на Ту-160 установили мировой рекорд продолжительности и дальности полёта для подобной авиационной техники. Они провели в воздухе 25 часов 25 минут и преодолели более 20 тыс. км.
Полеты в удаленных районах Дальняя авиация выполняет сегодня на постоянной основе. Патрулирование осуществляется в регионах активного судоходства и экономической деятельности России. Полеты на воздушное патрулирование в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана выполняются как с базовых, так и с оперативных аэродромов.
В конце 1980-х годов ограниченные силы дальних бомбардировщиков были привлечены к участию в боевых действиях в Афганистане, в 1990-х годах на Северном Кавказе, в 2008 году участвовали в операции по принуждению Грузии к миру.
17 ноября 2015 года российские дальние и стратегические бомбардировщики, взлетевшие с аэродромов на территории России, нанесли массированные удары крылатыми ракетами X-101 и авиационными бомбами по объектам боевиков террористической организации «ИГ» (запрещена в России) на территории Сирии. Эта операция стала первым боевым применением российских стратегов – Ту-160 и Ту-95МС. В 2015-2017 годах самолеты дальней авиации ВКС России неоднократно привлекались к нанесению авиационных ударов по позициям и объектам террористов на территории Сирийской Арабской Республики.
Экипажи дальних бомбардировщиков и стратегических ракетоносцев с честью выполняют боевые задачи в специальной военной операции. С высокой эффективностью по заданным целям работают носители гиперзвуковых «Кинжалов», экипажи самолетов МиГ-31, входящие в состав Дальней авиации.
Перспективы
Сегодня Дальняя авиация на подъеме. Пока еще не на таком крутом, как хотелось. Есть еще много трудностей и нерешенных задач. Но в тоже время видны и достижения. В 2019 году командование Дальней авиации было награждено орденом Суворова. 121-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиаполк стал гвардейским.
Только сильные, великие державы в состоянии иметь стратегическую авиацию. Россия – одна из немногих. Причем нашу Дальнюю авиацию сегодня отличает не только высокое профессиональное мастерство личного состава, но и наличие боевого опыта применения новейших видов вооружения.
Есть надежда, что Дальняя авиация получит новый импульс развития. Активно осуществляется модернизация самолетов. Возобновилось производство стратегических ракетоносцев Ту-160. Поступают новые, высокоточные авиационные средства поражения, которые делают Дальнюю авиацию еще более грозной ударной силой.
От имени Совета ветеранов Дальней авиации сердечно поздравляю командование, личный состав, гражданский персонал и ветеранов с днем рождения Дальней авиации. Всем доброго здоровья, качественного выполнения поставленных задач, безопасности в мирных буднях и в боевой обстановке, благополучия, счастья и долгожданного мира!