Самая мощная скрепа
— Олег Германович, вы один из составителей и идейных вдохновителей проекта российской Конституции, высшего нормативного правового акта страны. Вы болеете за ее судьбу, как родитель болеет за судьбу своего ребенка. Как чувствует себя Конституция сегодня, в какой исторической точке находится?
— Когда, как не в День Конституции, задуматься о состоянии и путях дальнейшего развития нашего конституционного строя. Вопрос имеет огромное стратегическое значение. Большинство граждан желают конституционной нормальности: эффективной работы конституционных принципов, норм, институтов в нашей жизни.
Конституцию я воспринимаю как самую мощную скрепу для всей нации. Первые слова ее преамбулы: «Мы, народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле», далее по тексту. Перечитайте! Мы ответственны за судьбу страны, своей земли, своей семьи. Конституция — не только правовой документ, она имеет политическое и нравственно-этическое значение. Здесь заложена национальная идея — государственное единство в многообразии, гражданском мире и согласии. С верой в добро и справедливость — ведь право с византийских времен определяют как искусство добра и справедливости. При взаимном доверии общества и государства. Демократического правового федеративного социального и светского государства с республиканской формой правления — таковым Российская Федерация должна быть согласно Конституции. Вот целостная живая программа по эволюционному развитию страны.
— А есть ли оно, взаимное доверие общества и государства? Каким образом его достичь?
— Действительно, доверие еще нужно заслужить. Любые принимаемые государством решения должны быть понятны, аргументированы и обоснованы. Легитимно обсуждены и приняты. Конституция предписывает сбалансированное отражение общественных и личностных интересов — в этом ее общественная значимость и сущность. Согласование интересов жизненно необходимо. Между производителями и потребителями, транспортниками и пассажирами, федералистами и регионами, западниками и почвенниками, горожанами и селянами. Для этого создают представительные органы власти, палаты парламента, законодательные собрания, общественные палаты, местные советы. Конституция не набор пожеланий, она высоконормативна как венец всей нашей правовой системы. Выбирая в наше сложное время между жизнью по правилам и по понятиям, необходимо первое. Ориентиры конституционализма как целостной системы дают ответы на ключевые вопросы: кто источник власти, как избегать злоупотреблений властью, как обеспечить взаимодействие органов власти, соблюдать и защищать права и свободы граждан и народа в целом.
В нормальных условиях власть не может быть неделимой и непроницаемой. Исключение — особые режимы управления, такие как пандемия. Но они имеют определенный временной промежуток. И после встает вопрос о возвращении к конституционной нормальности. К равновесному состоянию должны стремиться и общество, и государство. Это двусторонняя задача.
«Назрели перемены в системе принятия решений»
— Но общество атомизировано, в целом у него, вероятно, иные приоритеты. Для многих само понятие «Конституция» является некой абстракцией, пребывая на далекой обочине обывательского миропорядка с его, извините, утилитарными интересами. Кто-то думает об отдыхе в Дубае, а кто-то — как протянуть до зарплаты. Разве не так? И как привить людям эту универсальную правовую культуру?
— На сей счет есть несколько рецептов. Первое: обуздать накрывший нас всех вал политической целесообразности, поскольку это главный риск для правового строя. Желающие всегда найдутся, спрос есть — обосновать любое решение властей, ссылаясь на малопонятное политологическое жонглирование «постмодерном» и «сверхмодерном». Пора покончить с бесконечно некритическим отношением к тому, что делают должностные лица. Нельзя игнорировать общественный контроль, общественное мнение. Четыре мешка госнаград бывшего замминистра обороны Тимура Иванова ведь базировались на соответствующих указах, хотя на факты злоупотребления служебным положением указывали институты общественного контроля задолго до СВО.
Второе: пересмотреть ролевые модели, задаваемые рядом представителей нашего суверенного глубинного государства. Они стремятся любой ценой сохранить для своей семьи или своего клана и передать по наследству статусы и активы, хотя они зачастую получены в результате сомнительной приватизации либо последующего перераспределения, рейдерства, мошенничества и так далее. Мало общего с такими понятиями, как «гражданственность», «подотчетность», «прозрачность», «беззаветное служение общему благу», «недопустимость злоупотребления служебным положением». Вызывая неприятие, в частности, молодежи, которая прекрасно видит противоречия с предписаниями Конституции. Если государство обеспечивает наши права и свободы, в нас рождается и крепнет чувство политической, экономической и социальной солидарности. Не приказной, а идущей изнутри. Но очень трудно испытать чувство солидарности с самоназначенными «элитами».
Третье: перестать лгать на всех уровнях. Все происходит словно понарошку, «как бы». Сначала говорят, что пенсионной и некоторых других реформ не будет, но в итоге их проводят. Или запускают беспрецедентную «оптимизацию системы медицинских учреждений», приводящую к фактическому упразднению бесплатной медицины. Даже в трудных нынешних условиях популярные военные блогеры рискуют говорить правду и заставляют себя услышать. Но это точечные явления. Назрели перемены в системе принятия решений.
— Но кто конкретно должен реализовывать эти рецепты, взять на себя соответствующую функцию?
— Государственные органы формируются на основе Конституции, где сказано, что высшей формой проявления народовластия являются свободные выборы. Без этого невозможен взаимный контроль между фракциями, между законодателями и правительством, в итоге контроль общества за властью, лишь называемой публичной. Но различные политические силы при этом должна объединять ответственность за эволюционный и поступательный характер развития конституционного строя. Что и предполагает принцип гражданственности. Наряду с крепкой семьей, правами и достоинством человека он включен в известный президентский указ №809 о юридизируемых традиционных ценностях.
Особо важно правовое воспитание сотрудников правоохранительных органов, профилактика их коррупционного поведения. Их повседневная деятельность напрямую связана с обеспечением общественной безопасности, поддержанием правопорядка и реализацией функций Конституции. От их грамотной, слаженной, независимой от давлений и искушений работы зависит — может ли гражданин России назвать наше государство правовым, исполняющим свою обязанность обеспечивать свободу и безопасность.
— Сегодня гражданин России зачастую выступает лишь в роли статистической единицы. Это обладатель паспорта с указанием регистрации; носители гражданского сознания встречаются редко. Люди давно разучились посвящать отчизне души прекрасные порывы. И как быть?
— Идеями народовластия пронизано наше все — русская литература XIX–XX веков. Я с трудом припомню произведения, воспевающие самодержавие. Многие воспевали попытки дать народу свободу и справедливость через порыв души, стремление участвовать в социальных процессах, приобщиться к управлению ими. Я вижу здравое начало в конституционной поправке 2020 года в части волонтерства, а также обязанности правительства обеспечивать участие институтов гражданского общества в формировании и реализации государственной политики. Гражданин — понятие социальное, а не биологическое. Упомянутый президентский указ №809 важен тем, что прокладывает мостик, создает почву для диалога между разными частями общества, давая дополнительные основания для правоприменительной практики.
Университеты конституционного правосознания
— Как сегодня относятся к конституционному праву специалисты?
— Треть опрошенных студентов в вузах, увы, считает его невостребованным предметом. Происходит это на фоне, где рулит прикладная политология, заказная политтехнология. Ведь там деньги, а не принципы. Печальный тренд. И повышенная пассионарность конституционалистов сегодня крайне актуальна. Надо не тушить ее, а всячески поддерживать, чтобы превратить Россию в современное конкурентоспособное государство-цивилизацию, связующее звено между Западом, Востоком, Глобальным Югом. И не надо убеждать себя, что мы часть азиатского менталитета. Я только что вернулся из Калининградской области и смею утверждать: это не так. Еще Достоевский говорил: «Нам от Европы никак нельзя отказаться, Европа нам второе отечество». Мы должны быть не воплощением битвы цивилизаций, о чем американский политолог Хантингтон напророчил в 1993 году, а успешным примером взаимопроникновения и взаимодействия цивилизаций, опорой будущего совместного прогресса — как завещал нам Лев Гумилев.
— Чья это задача — воспитывать в молодом поколении конституционное правосознание: школ, вузов?
— Это принцип «мои университеты», как у Горького. Университетами конституционного правосознания становятся разные форматы участия в делах страны: то же волонтерство, общественный контроль, система общественных палат и уполномоченных по правам человека по всей стране, смелая, незашоренная журналистика, малое и среднее предпринимательство, местное самоуправление.
А что касается вузов, то назрела задача сделать конституционализм базовой межотраслевой дисциплиной для первокурсников всей системы высшего образования.
— Каким вы видите будущее Конституции и конституционного процесса?
— У нас невероятно талантливый народ. Наши людские, духовные и природные ресурсы, наши исторические и культурные корни, природная стойкость, сила ума и воли позволяют верить, что Россия станет передовым конституционным государством, с нами будут считаться во всем мире. Однако злоупотребление властью, отход от ключевых установок Конституции остается огромным риском. Этим риском надо управлять, иначе мы скатимся в феодальную модель устройства, свернем с пути, обозначенного Конституцией.
Перед всей нацией, да и каждым в отдельности, сейчас стоят высокие задачи: жить достойной жизнью, свободно и справедливо в нашем общем доме, по понятным и приемлемым правилам. С уважением к правам и достоинству человека, гарантируемым Конституцией.
Предстоит создавать либо укреплять имеющиеся механизмы для диалога власти и общества. Для проявлений гражданственности и участия в формировании публичной власти. В инициировании, представлении, согласовании возможных решений и принятии участия в их исполнении. Максимально развивать механизмы общественного, медийного и парламентского контроля за действиями госорганов и их должностных лиц. Всемерно поощрять конституционное правосознание, чувство добровольной солидарности как обязанности личности. Культуру неравнодушия и сопричастности к общей судьбе и ответственности перед нынешним и будущими поколениями соотечественников за свои действия.
Пора перезапустить конституционные механизмы социального рыночного хозяйства, гарантирующие свободное использование гражданами своих знаний и средств для любой законной деятельности и предпринимательства. Не допускать монополизма и недобросовестного предпринимательства. Общество нуждается в новых позитивных примерах поведения лиц, принимающих решения, собственников активов и работодателей. Те, кто считает себя элитами, в первую очередь обязаны считаться с тем, что носителем суверенитета и единственным источником власти является народ Российской Федерации.
Пусть эти слова не будут восприниматься как всего лишь выспренние ритуальные заклинания. Эти веления не фикция, а общезначимые ценности, давайте постоянно помнить о них и сверять свои внутренние часы с Конституцией.