Не случайно сирийская группировка "Хайат Тахрир аш-Шам" (ХТШ – запрещенная в России террористическая организация) начала наступление на город Алеппо в тот же день, когда Израиль и "Хезболла" договорились о прекращении огня, чтобы положить конец боевым действиям в Ливане. Эффект домино, запущенный палестинским движением ХАМАС 7 октября 2023 года, все еще ощущается на Ближнем Востоке, и в эти выходные привел к впечатляющему падению президента Сирии Башара Асада, пишет The Guardian.
Что будет дальше в Сирии, которой все еще приходится решать серьезные внутренние и межконфессиональные проблемы, неясно. В Иране, однако, картина проясняется: аятолла Али Хаменеи больше не может отрицать, что политическая и военная “ось сопротивления” Тегерана рухнула, констатирует The Guardian.
"Хезболла", ливанское шиитское движение, долгое время поддерживаемое Ираном в их совместной борьбе против Израиля, просчиталось, придя на помощь ХАМАС в войне в Газе, открыв фронт на не демаркированной "голубой линии", которая отделяет ливанцев от их израильских соседей.
После почти целого года ожесточенных нападений через границу, в результате которых сотни тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома, в сентябре Израиль активизировал свою кампанию. В результате авиаударов им удалось уничтожить большую часть командного состава "Хезболлы", включая ее давнего генерального секретаря Хасана Насраллу, и вытеснить боевиков группировки из демаркационной зоны в ходе наземного наступления.
Два месяца спустя Тегеран заявил "Хезболле", что не может позволить себе нести большие потери, и группировка, прихрамывая, села за стол переговоров, согласившись на прекращение огня на выгодных для Израиля условиях.
Иран давно нуждался в "Хезболле" и в соседней Сирии, где ливанская группировка вместе с российскими войсками сыграла важную роль в выживании Асада, когда он был на грани поражения от различных мятежных сил в 2015 году. Но, отвлеченная конфликтами с Израилем и Украиной, ни одна из сторон на этот раз не захотела или не смогла прийти на помощь Дамаску, утверждает The Guardian.
Исламистская группировка ХТШ вместе с поддерживаемыми Турцией ополченцами, известными как Сирийская национальная армия, почувствовали благоприятный момент, сделав ставку на то, что союзники Асада ослаблены и дезорганизованы. Они двинулись на Алеппо, как сообщается, чтобы помешать запланированному правительственными силами наступлению на их опорные пункты на северо-западе Сирии, и обнаружили, что “коррумпированная и деморализованная” армия Дамаска была застигнута врасплох и оказала слабое сопротивление, пишет The Guardian.
Падение Асада фактически перекроет пути поставки оружия, материальных средств и личного состава из Тегерана "Хезболле", особенно если силы сирийских курдов, которые расширили свой контроль над пустынной границей между Сирией и Ираком, останутся на своих позициях при поддержке США. "Хезболла", и без того изолированная, будет еще более ослаблена, что сделает ее более уязвимой для израильских нападений или проникновения.
Иран будет вынужден удвоить свою сеть “прокси” в Ираке и свои связи с ополчением хуситов в Йемене, но, что особенно важно, он больше не имеет прямого присутствия или влияния на границах Израиля. Вместо этого он может сосредоточиться на своей ядерной программе, но переизбрание Дональда Трампа, который проводил политику “максимального давления” на Тегеран во время своего первого президентского срока, означает, что аятолле Хаменеи придется действовать осторожно, прогнозирует The Guardian.
В краткосрочной перспективе Израиль должен радоваться событиям в Сирии, которые происходят на фоне побед над другими элементами оси сопротивления – разгромом "Хезболлы" и почти полным уничтожением ХАМАСА в секторе Газа, – хотя они и сопровождаются новыми вызовами.
Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) в субботу впервые с 1974 года вошла на контролируемую Сирией часть Голанских высот, чтобы помочь отразить нападение боевиков на аванпост ООН возле друзской деревни Хадер, расположенной в нескольких сотнях метров от оккупированной Израилем территории. В воскресенье Армия обороны Израиля заявила, что были развернуты две дополнительные бригады и войска направлены в буферную зону, чтобы сдерживать исламистские повстанческие группировки и потенциальные потоки беженцев.
Израиль также обеспокоен тем, где в конечном итоге окажутся тяжелые вооружения сирийской армии и вероятные запасы химического оружия, а также возможными возобновившимися попытками Ирана переправить оружие и материальные средства на оккупированный Западный берег через Иорданию.
На данный момент трудно представить, что главарь ХТШ Абу Мохаммед аль-Джолани сядет за стол переговоров, чтобы подписать мирное соглашение между Сирией и Израилем, которое окончательно решит судьбу Голанских высот. Но, как показали последние 14 месяцев, ничто на Ближнем Востоке больше не остается без внимания.