Оппозиция Южной Кореи обвинила правящую партию в организации “второго государственного переворота”, отказавшись объявить импичмент президенту Юн Сук Ёля в связи с его неудачным объявлением военного положения на прошлой неделе.
Попытка Юна покончить с гражданским правлением во вторник продолжалась всего шесть часов после того, как законодатели подрались с солдатами в здании парламента, прежде чем проголосовать за отмену приказа, напоминает The Guardian.
“Это незаконный, неконституционный акт второго мятежа и второго государственного переворота”, - заявляет лидер оппозиционной демократической партии Пак Чан Дэ, имея в виду бойкот голосования по импичменту правящей Партией народной власти и ее отчаянные попытки удержать Юна на его посту.
Согласно конституции Южной Кореи, президент остается главой правительства и главнокомандующим армией до тех пор, пока он или она не станут недееспособными или не уйдут в отставку.
Но высокопоставленные политики правящей партии заявили, что Юн может продолжить работу на посту президента, передав свои полномочия премьер–министру, что Пак называет “вопиющим нарушением конституции, не имеющим законных оснований”. Оппозиционные партии пообещали на этой неделе подать еще одно ходатайство об импичменте.
Южнокорейское информационное агентство “Ренхап” сообщило в понедельник, что прокуратура "оформила" арест Юна – процесс, который включает в себя официальное назначение фигурантов уголовного расследования. Сообщается, что полиция рассматривает возможность запрета на выезд Юна за границу на время расследования его неудачной попытки ввести военное положение.
В субботу Юн извинился за свою кратковременную попытку ввести военное положение и пообещал столкнуться с любыми юридическими или политическими последствиями за несколько часов до того, как парламент должен был проголосовать за его импичмент. Юн сказал, что он “очень сожалеет” о своем решении, которое, по его словам, было принято от отчаяния, и пообещал не пытаться ввести военное положение во второй раз.
Три оппозиционные партии подали жалобу на Юна, его бывшего министра обороны Ким Ен Хена и военного коменданта Пак Ан Су, обвинив их в мятеже. Руководство мятежом карается смертной казнью или пожизненным заключением.
Ким Ен Хен, который в среду подал в отставку, рассматривался как центральная фигура в кратком заявлении о введении военного положения во вторник. Высокопоставленный военный чиновник и представители оппозиции, подавшие заявление об импичменте Юна, заявили, что Ким сделал предложение президенту.
Саботаж субботнего голосования в Национальной ассамблее привел к политическому тупику и неопределенности в отношении того, кто осуществляет повседневный контроль над Южной Кореей - четвертой по величине экономикой Азии и ключевым сателлитом США в регионе.
В понедельник министерство обороны создало еще большую путаницу, заявив, что Юн по-прежнему является главнокомандующим южнокорейскими вооруженными силами.
“Лидеры России, Китая и особенно Северной Кореи, вероятно, с ликованием наблюдают за политическими потрясениями в Южной Корее, ощущая геополитическое преимущество”, - сказал Лейф-Эрик Исли, профессор Университета Ewha в Сеуле. - Северная Корея, вероятно, займет выжидательную позицию в отношении этих событий, но нельзя исключать, что Пхеньян попытается воспользоваться разногласиями в Сеуле”.
Стремясь успокоить общественность, многие военные руководители, включая исполняющего обязанности министра обороны, заявили, что будут игнорировать любые приказы о введении нового военного положения.