Южнокорейский президент Юн Сук Ель столкнулся с призывами немедленно уйти в отставку или подвергнуться импичменту после того, как недолговечная попытка ввести военное положение вызвала протесты и политическое осуждение, пишет The Guardian.
Либеральная оппозиционная Демократическая партия, которая имеет большинство в 300-местном парламенте, заявила в среду, что ее законодатели решили призвать главу государства немедленно уйти в отставку, иначе они предпримут шаги по его импичменту.
“Объявление президентом Юн Сук Елем военного положения было явным нарушением конституции. Оно не соответствовало никаким требованиям, предъявляемым к его объявлению”, - говорится в заявлении Демократической партии. “Его заявление о военном положении изначально было недействительным и являлось грубым нарушением конституции. Это был серьезный акт мятежа, который дает все основания для его импичмента”.
Неожиданное заявление Юна о введении в Южной Корее первого за более чем четыре десятилетия военного положения ввергло страну в глубочайшие потрясения за всю ее современную демократическую историю и застало врасплох ее ближайших союзников по всему миру, отмечает The Guardian.
США, которые разместили в Южной Корее почти 30 000 военнослужащих, выразили глубокую обеспокоенность по поводу этого заявления, а затем с облегчением сообщили, что военное положение отменено. Представитель Пентагона генерал-майор Патрик Райдер заявил на брифинге, что, по его мнению, объявление военного положения пока не оказало существенного влияния на американских военнослужащих, некоторые из которых работают в объединенном командовании с южнокорейскими военными.
США отложили на неопределенный срок заседания консультативной группы по ядерным вопросам (NCG) и связанные с ними совместные военные учения, сообщил американский чиновник, пожелавший остаться неназванным. NCG - это знаковое мероприятие, направленное на то, чтобы Южная Корея играла большую роль в планировании союзниками потенциальной ядерной войны на полуострове, поясняет The Guardian.
Объявление военного положения также поставило под сомнение возможный визит на следующей неделе министра обороны США Ллойда Остина.
Драматические события поставили под серьезную угрозу будущее Юна – консервативного политика и бывшего выдающегося государственного прокурора, который был избран президентом в 2022 году.
Главная оппозиционная партия Южной Кореи, законодатели которой перепрыгивали через ограждения и вступали в стычки с силами безопасности, чтобы проголосовать за отмену закона, ранее назвала действия Юна попыткой “мятежа”.
Крупнейший в стране профсоюз также объявил “бессрочную всеобщую забастовку” до тех пор, пока Юн не подаст в отставку. Тем временем лидер правящей партии народной власти, возглавляемой самим Юном, Хан Дон Хун назвал это покушение “трагическим” и призвал привлечь виновных к ответственности.
Оппозиционные партии вместе контролируют 192 места в 300-местном парламенте, поэтому потребуется, чтобы законодатели от собственной партии Юна присоединились к ним, чтобы получить необходимое большинство в две трети голосов в законодательном органе для импичмента.
Если национальная ассамблея проголосует за импичмент Юна, то это решение должны поддержать как минимум шесть из девяти судей Конституционного суда. Если Юн будет отстранен от должности, он станет вторым президентом Южной Кореи с тех пор, как страна стала демократической, которого постигла такая участь.
Другой была Пак Кын Хе, которая была отстранена от должности в 2017 году. По иронии судьбы, Юн, тогдашний генеральный прокурор, вел дело о коррупции, которое ускорило падение Пак.
Юн отказался от военного положения рано утром в среду после того, как законодатели проголосовали против заявления, которое он сделал во вторник вечером, сославшись на угрозу со стороны Северной Кореи и “антигосударственных сил”.
“Буквально минуту назад национальное собрание потребовало отменить чрезвычайное положение, и мы вывели войска, которые были задействованы в операциях по введению военного положения, - сказал Юн в телеобращении около 4.30 утра. – Мы удовлетворим просьбу национального собрания и отменим военное положение на заседании кабинета министров”.
Затем информационное агентство "Ренхап" сообщило, что кабинет министров Юна одобрил предложение об отмене приказа.
Этот поворот вызвал ликование среди протестующих у здания парламента, которые, несмотря на низкие температуры, несли ночную вахту вопреки приказу Юна о введении военного положения. Демонстранты, которые размахивали южнокорейскими флагами и скандировали “Арестуйте Юн Сок Еля” у здания Национальной ассамблеи, разразились радостными возгласами.
55-летний Лим Мен Пан рассказал агентству "Франс Пресс", что решение Юна отменить военное положение не освобождает его от ответственности за возможные правонарушения. “Этим он проложил себе путь к импичменту”, - сказал он.
На улицах Сеула царило недоумение, в то время как газеты всего политического спектра публиковали язвительные передовицы о действиях Юна.
Консервативное и влиятельное издание “Чосон Ильбо” опубликовало резкую редакционную статью, в которой говорилось, что объявление Юном военного положения "серьезно перешло черту" допустимых политических ограничений и потребовало привлечения к ответственности. В редакционной статье говорилось, что юридические требования не были соблюдены, и это стало “национальным позором” для 10 крупнейших демократических стран.
Между тем редакционная статья левого издания Hankyore назвала заявление Юна о введении военного положения “предательством народа”, выразив недоверие к тому, что в Корее 21-го века избранный президент может использовать то же оправдание (“антигосударственные силы готовят мятеж”), что и военная хунта 45 лет назад. В нем говорилось, что Юн “утратил минимум здравого смысла, необходимый для главы государства”.
Юн привел ряд причин для объявления военного положения – первого в Южной Корее за более чем 40 лет.
“Чтобы защитить либеральную Южную Корею от угроз, исходящих от коммунистических сил Северной Кореи, и ликвидировать антигосударственные элементы, посягающие на свободу и счастье людей, я настоящим объявляю чрезвычайное военное положение”, - сказал Юн в телеобращении.
Юн не стал вдаваться в подробности угроз Севера, но технически Юг по-прежнему находится в состоянии войны с Пхеньяном, обладающим ядерным оружием, напоминает The Guardian.
“Наша национальная ассамблея стала убежищем для преступников, логовом законодательной диктатуры, которая стремится парализовать судебную и административную системы и свергнуть наш либерально-демократический порядок”, - сказал Юн.
Президент назвал главную оппозиционную демократическую партию, имеющую большинство в парламенте, “антигосударственной силой, стремящейся свергнуть режим”.
Юн и его партия "Сила народа" также находятся в серьезных разногласиях с оппозицией по поводу бюджета на следующий год. Депутаты от оппозиции на прошлой неделе одобрили значительно сокращенный бюджетный план через парламентский комитет.
Введение чрезвычайного военного положения произошло после того, как рейтинг одобрения Юна упал до 19% в последнем опросе Gallup на прошлой неделе, и многие выразили недовольство его управлением экономикой и разногласиями, связанными с его женой Ким Кеон Хи.
Южная Корея является важным демократическим союзником США в Азии, но Вашингтон заявил, что его заранее не уведомляли о плане Юна ввести военное положение.
“Мы рады, что президент Юн изменил курс в отношении объявления военного положения и уважил решение Национальной ассамблеи Республики Корея прекратить его”, - говорится в заявлении представителя Совета национальной безопасности США, в котором используется аббревиатура официального названия Южной Кореи.
Китай, ключевой союзник КНДР, призвал своих граждан на юге сохранять спокойствие и проявлять осторожность, в то время как Великобритания заявила, что “внимательно следит за развитием событий”.
Министр иностранных дел Великобритании по делам Индо-Тихоокеанского региона Кэтрин Уэст выступила с заявлением, в котором призвала к “мирному урегулированию ситуации в соответствии с законом и конституцией Республики Корея”.
Премьер-министр Японии Сигеру Исиба заявил: “Мы следим за [ситуацией в Южной Корее] с особым и серьезным интересом”. Группа законодателей по корейским делам, возглавляемая бывшим премьер-министром Японии Есихидэ Суга, отменила визит в Сеул, запланированный на середину декабря, сообщили многочисленные японские СМИ.
Премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон, который должен был провести встречу на высшем уровне с Юном на этой неделе, отложил ее, “учитывая последние события”, сообщил в среду его пресс-секретарь.