Турецкий министр назвал причину острого военного кризиса в Сирии

Глава МИД Ирана обвинил в наступлении на Алеппо действия Израиля

Кризис в Сирии является результатом отказа президента Башара Асада вести политический диалог с оппозицией, а не внешнего вмешательства, заявил министр иностранных дел Турции Хакан Фидан после встречи со своим иранским коллегой Аббасом Аракчи на экстренных переговорах в Анкаре. Аракчи, напротив, обвинил в кризисе вмешательство Израиля. Но обе стороны, похоже, пришли к согласию относительно необходимости срочного созыва саммита с участием Турции, Ирана и России, трех основных внешних держав в Сирии.

Глава МИД Ирана обвинил в наступлении на Алеппо действия Израиля

Эти три державы встречаются для обсуждения политического будущего Сирии в рамках Астанинского процесса с января 2017 года. В общей сложности в этом формате было проведено 22 встречи, но Турция считает, что непримиримость Сирии привела к отсутствию прогресса, пишет The Guardian.

Аракчи сказал, что он хотел бы, чтобы Астанинский процесс был возобновлен как можно быстрее, что отражает необходимость для всех сторон пересмотреть свои дипломатические позиции в связи с сирийской исламистской группировкой "Хайат Тахрир аш-Шам" (ХТШ, запрещенная в России террористическая организация) и Сирийской национальной армией (СНА) – коалицией связанных с Турцией повстанцев, ранее называвшихся Свободной армией Сирии. Турция поддерживает СНА и отказывается призывать к какому-либо выводу войск мятежников из Алеппо.

Иран и Россия, ключевые сторонники Асада, призывают Турцию убедить силы, которые она поддерживает, прекратить наступление, прежде чем это приведет к распаду Сирии, падению Асада или попаданию страны в руки экстремистских исламистов.

Неясно, каковы будут конечные цели Турции в Сирии, отмечает The Guardian, но поразительно, как много других региональных игроков, включая Саудовскую Аравию, Иорданию и Объединенные Арабские Эмираты, не хотят падения Асада, даже если они хотели бы уменьшения влияния Ирана. Большинство стран Персидского залива нормализовали отношения с Сирией.

Фидан заявил на совместной пресс-конференции: “Было бы неправильно объяснять недавние события в Сирии иностранным вмешательством. Последние события показывают необходимость примирения Дамаска со своим народом и законной оппозицией”.

Призвав правительство Асада сесть за стол переговоров, он добавил: “Мы не хотим, чтобы города превращались в руины; мы не хотим, чтобы люди были вынуждены покинуть свои дома. Очень важно остановить поток беженцев и заставить людей вернуться в свои дома”. Но он также предостерег от чрезмерного внешнего вмешательства и заявил, что Турция может выступить посредником между вооруженными группировками мятежников и Асадом.

Аракчи заявил, что “террористические группировки в Сирии имеют связи с Соединенными Штатами и Израилем”, и это “вызвало недоверие” в Сирии. Он имел в виду поддерживаемые США “Сирийские демократические силы”, в основном курдскую группировку, действующую на востоке Сирии, которая, как настаивает Анкара, связана с Рабочей Партией Курдистана, курдской группировкой, действующей на территории Турции.

Фидан сказал, что Турция и Иран договорились координировать свои действия против “Сирийских демократических сил”, но неясно, было ли это чем-то большим, чем риторика. Аракчи, который побывал в Дамаске днем ранее, сказал, что его переговоры с Фиданом “были очень прямыми, прозрачными, конструктивными и дружественными”.

Обсуждая политическое будущее Сирии, Аракчи не стал прямо критиковать непримиримость Асада, вместо этого сказав: “Необходимо также принять необходимые меры для обеспечения надлежащего управления в Сирии”.

Иран обеспокоен тем, что его позиции внутри Сирии, включая маршруты снабжения в Ливан и саму Сирию, будут ослаблены неожиданным усилением сил, в значительной степени поддерживаемых Турцией, которые захватили Алеппо и двинулись к Хаме, дальше на юг.

Позиции Ирана уже ослаблены в Газе и Ливане, и Тегеран не может позволить, чтобы его влияние еще больше уменьшилось в результате свержения Асада.

Президент Ирана Масуд Пезешкиан и президент России Владимир Путин выразили свою безоговорочную поддержку Асаду и “восстановлению конституционного порядка” после телефонного разговора в понедельник. Иран и Россия работают вместе, чтобы поддержать Асада, с момента неожиданного военного вмешательства России для защиты Асада в 2015 году, отмечает The Guardian.

Широко распространено мнение, что Турция заранее одобрила наступление под руководством ХТШ, но Анкара отрицает это и, как минимум, настаивает на том, что она не ожидала такого краха обороны сирийской армии. На поспешно организованных переговорах в Анкаре Фидан заявил, что не хочет эскалации кризиса или угрозы территориальной целостности Сирии.

Но у Турции есть мотив поддержать наступление, поскольку она считает, что Асад в течение нескольких месяцев отвергал ее усилия по обеспечению политического урегулирования в Сирии. Такая сделка открыла бы путь сотням тысяч сирийских беженцев, находящихся в Турции, к возвращению на родину. Более 2 миллионов человек бежали в Турцию во время гражданской войны в 2011 году.

Но Турция считает, что Асад отверг переговоры, выдвинув предварительные условия, например, потребовав, чтобы турецкие войска покинули Сирию или чтобы Анкара прекратила поддержку таких группировок, как Сирийская национальная армия. Вместо этого Асад продолжил наносить удары по Идлибу, оплоту оппозиции в Сирии, подталкивая тысячи людей к границе с Турцией. Это, в свою очередь, только усилило опасения Анкары по поводу острого кризиса с беженцами в Турции, который стоил президенту Реджепу Тайипу Эрдогану и его партии значительной политической поддержки.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру