В долгожданном постановлении, опубликованном в понедельник, апелляционный суд Бельгии заявил, что пять женщин, родившихся в Бельгийском Конго и которым сейчас за 70, стали жертвами “систематического похищения” со стороны государства, когда они были малолетними детьми, были разлучены со своими матерями и отправлены в католические учреждения из-за их смешанного расового происхождения.
“Это победа и историческое решение”, - заявила местным СМИ Мишель Хирш, один из адвокатов женщин. “Впервые в Бельгии и, возможно, в Европе суд осудил бельгийское колониальное государство за преступления против человечности”.
Моник Биту Бинги, которую в возрасте трех лет забрали у матери, рассказала The Guardian, что правосудие восторжествовало. “Я испытываю облегчение”, - сказала она. “Судьи признали, что это было преступление против человечности”.
Она получила известие о решении суда вместе с четырьмя другими женщинами, которые подали иск в офис своего адвоката. “Мы прыгали от радости”, - сказала она.
Ноэль Вербекен, которую разлучили с матерью и увезли за 500 км, рассказала бельгийскому общественному франкоязычному телеканалу RTBF: “Это решение говорит о том, что мы представляем определенную ценность в мире. Нас признают”.
Наряду с этими женщинами выступили Леа Таварес Мухинга, Симона Нгалула и Мари-Хосе Лоши. Все они родились у матерей-конголезок и отцов-европейцев, что поставило их под прицел бельгийского колониального государства, которое считало детей смешанной расы угрозой порядку сторонников превосходства белой расы.
Они были насильственно разлучены со своими конголезскими матерями в период с 1948 по 1953 год, когда были маленькими детьми, и отправлены в католическую миссию в центральной южной провинции Касаи в Бельгийском Конго, за много миль от их родных деревень.
Отменив ранее принятое решение, апелляционный суд заявил, что их принудительное выдворение было “бесчеловечным актом” и “преследованием, представляющим собой преступление против человечности” в соответствии с уставом Нюрнбергского трибунала, признанным Генеральной ассамблеей ООН в 1946 году.
Пять женщин подали апелляцию после того, как проиграли дело в суде низшей инстанции в 2021 году. Суд первой инстанции встал на сторону правительства Бельгии, признав, что их принудительное переселение и сегрегация не были преступлением в колониальную эпоху, отмечает The Guardian.
Апелляционный суд отклонил эти доводы, отметив, что Бельгия подписала устав Нюрнбергского трибунала, учрежденного для осуждения преступлений нацистов, который ввел понятие преступлений против человечности. Суд обязал государство выплатить каждой из женщин по 50 000 евро в качестве компенсации за страдания, вызванные разрывом их связей с матерями, домашним окружением и потерей идентичности. В нем также говорилось, что правительство должно выплатить “более 1 млн евро” в качестве судебных издержек.
Женщины требовали возмещения ущерба в размере 50 000 евро, поскольку в случае проигрыша они были бы обязаны выплатить государственную компенсацию на основании первоначального иска.
Хотя точные цифры неизвестны, тысячи детей пострадали от политики принудительного перемещения и сегрегации во время многолетнего правления Бельгии на территориях современной Демократической Республики Конго, Руанды и Бурунди.
Эта система берет свое начало от короля Бельгии Леопольда II, который правил Конго как своей личной вотчиной с 1885 по 1908 год, когда территория была передана бельгийскому государству. Политика высылки была обновлена в 1952 году, даже после того, как после ужасов второй мировой войны была введена юридическая концепция преступлений против человечности.
Прибыв в миссию в Катенде, девочки были внесены в реестр “мулаток”, что является оскорбительным термином для описания лиц смешанного происхождения. В реестре указывалось, что их отцы неизвестны, что было ложью; в некоторых случаях имя отца даже было написано в скобках. Женщинам дали новые фамилии, а у некоторых была подделана дата рождения.
В католической миссии им сказали, что они “дети греха”, и они получали скудный рацион и мало заботы от монахинь, которые были недовольны тем, что им приходилось заботиться о них. Когда в 1960 году Конго стало независимым, уходящие колониальные власти бросили девочек. В хаосе гражданской войны, охватившей новое независимое государство, две девочки были изнасилованы ополченцами.
Спустя десятилетия четыре женщины получили бельгийское гражданство, часто после длительных судебных тяжб. Мари-Жозе Лоши так и не получила бельгийского гражданства и в конце концов обосновалась во Франции, где и получила гражданство. Остальные четыре женщины живут в Бельгии.
Предлагая бельгийскому правительству небольшое облегчение, суд постановил, что трудности женщин с получением бельгийского гражданства и официальных документов об их детстве не могут рассматриваться как преступления против человечности.
В 2018 году тогдашний премьер-министр Бельгии Шарль Мишель извинился за обращение с детьми смешанных пар, известными как метисы, заявив, что государство нарушило их основные права человека. Правительство создало официальный орган, который помогает людям, разлученным с родителями, проследить свое происхождение в колониальных архивах. Эта организация, Résolution-Métis, также изучает, сколько людей пострадало от этой политики, но утверждает, что источники были “недостаточными и фрагментарными".