Заряжающий с позывным «Дон» Наверное, из донских казаков) рассказал о целях, по которым сейчас работают расчеты - это тяжелая техника противника: танки, самоходки.
- Противник отвечает кассетными боеприпасами, прилетают и «Хаймерсы». Но они все время мажут, слава Богу. Где-то рядом падало, но не более, - рассказывает артиллерист.
Он вспомнил один из боевых эпизодов:
- Был случай, когда мы прибыли на позицию ранним утром. По нам начали работать кассетными боеприпасами. Упали перед орудием и за ним. Мы отреагировали мгновенно. Быстро орудие убрали в укрытие и замаскировали. Когда идут прилеты, времени на страх нет. Срабатывает, возможно, уже инстинкт самосохранения, чтобы уберечь себя и товарищей. ...Мы предпринимаем необходимые меры для того, чтобы не было потерь.
Говоря о технических характеристиках орудия, «Дон» подчеркнул:
- Машина великолепная. По целям бьем уверенно, четко и метко. Орудие не подводит. Проходимость тоже супер. Совсем скоро погодные условия изменятся не в лучшую сторону, и этот нюанс будет серьезно влиять на наши возможности. Еще следует учитывать то, что сама по себе машина тяжелая. Однако ход у нее уверенный. Конечно, случаются всякие разные неполадки. Но их быстро устраняем, продолжая боевую работу.
По словам заряжающего, «неприятель стал реже применять дроны» на их участке фронта.
- Их стало меньше. Не так, как это было раньше, когда было очень интенсивно. Сейчас летают, но не так часто. Однако работать мешают...
В расчете «Гиацинта» пять человек: командир, наводчик, еще один боец наблюдает за небом и двое заряжающих.
Наводчика с позывным «Бен» застали в «погребке», где складируются снаряды для «Гиацинта». Работают снарядами калибра 152 мм. Вес снаряда - 50-55 кг. Максимальная дальность - 30 км.
- Для боекомплекта у нас есть отдельный погребок, - рассказал заряжающий. - Снаряды и заряды не складируются вместе. Система такая: один заряжающий несет снаряд, другой заряд. Все делается по отдельности, для того чтобы бойцы не мешали друг другу. Но делается все максимально быстро. Кроме того, раздельный способ хранения боеприпасов влияет на живучесть расчета. Если прилетит и попадет куда-то, все вместе не рванет. В таких случаях шансов выжить больше.
По словам бойца, в действиях неприятеля заметна перемена:
- Теперь огрызается меньше. Могу предположить, что силы его иссякают. Да и психологически они заметно сдали. Нет у них, похоже, уже желания сильно нам сопротивляться. Они чувствуют нашу силу.
Наше орудие, отмечает боец, вполне сопоставима с лучшими западными образцами.
- Уверен, что служить ей ещё достаточно долго. Пока на планете есть войны, будут и «Боги войны», - заметил артиллерист.
***
Самоходная артиллерийская установка 2С5 «Гиацинт» по праву считается одной из лучших в своем классе. Она сочетает большую дальность, высокую точность и мобильность. В умелых руках она становится настоящей «снайперской винтовкой» крупного калибра. Так что, в войсках ее впечатляющие способности будут востребованы еще долгое время.
На вооружение Советской армии самоходная пушка 2С5 была принята в 1975 году. За все время серийного производства, а это 17 лет, с конвейера сошло около двух тысяч этих машин. Цифра внушительная. Боевое крещение «Гиацинтов» прошло в Афганистане. По итогам пушка заслуженно получила немало лестных отзывов.
Как отмечали военные, осколочно-фугасные снаряды 2С5 обеспечивали гарантированное уничтожение любых укреплений противника. А надежное шасси без нареканий справлялось с тяжелыми условиями эксплуатации – каменистым грунтом, перепадами высот и температур, запыленностью и разреженностью воздуха. Отмечены случаи, когда на одну самоходку (до смены ствола) в среднем приходилось до 700 выстрелов, а пробег по горным дорогам составлял свыше 6500 километров.