«Затем они пришли за евреями…»: названы ответственные за погромы в Амстердаме

«Хрустальная ночь» над Европой

"История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса". В чем в чем, а в этом старик Гегель был в корне неправ. Есть исторические сюжеты, и немало, которые повторяются многократно, и всякий раз ничего забавного в них обнаружить в них не удается. Характерный пример - случившееся в Амстердаме вечером 7 ноября 2024 года. "Здесь происходит настоящая "Хрустальная ночь-2", - сообщил в прямом эфире израильского телевидения один из очевидцев событий. - Мы окружены в отеле".

 «Хрустальная ночь» над Европой

В новейшую историю мира произошедшее вошло как "нападения на израильтян в Амстердаме". По крайней мере, так называется соответствующая статья в русской Википедии. Жертвами нападений явились главным образом израильские футбольные болельщики, приехавшие в Амстердам на матч между нидерландским клубом "Аякс" и израильским "Маккаби". Нападавшие - проживающие в Нидерландах мигранты-мусульмане (в основном - выходцы с Арабского Востока).

Стычки между болельщиками - дело, в общем-то, обычное и привычное. Но квалифицировать это как бесчинства футбольных хулиганов не позволяет ни размах нападений, ни их причины. Нападавших интересовало не то, за кого болеют те, на кого устроили охоту на улицах Амстердама, а какой у них паспорт. И для тех, у кого обнаружилось - или просто подозревалось - наличие израильского, пощады не было. До убийств, слава богу, не дошло, но как минимум пятерым пострадавших потребовалась госпитализация.

Вот как описывают случившиеся самим пострадавшие: "У них были ножи, меня забили почти до смерти. Не знаю, как я остался жив... Десять человек набросились на меня и мою девушку с перцовым баллончиком. Она убежала в незнакомую квартиру, и все они побежали за мной... Владелец отеля отказался дать нам убежище. Только благодаря группе молодых голландцев, которые вмешались и вызвали полицию, нам удалось сбежать... Я прятался в лодке на реке более часа при температуре 5 градусов, притворяясь трупом. Они передвигались колоннами из десятков автомобилей, и выискивали израильтян, чтобы убить..."

Широко по соцсетям разошлись видео, снятые нападавшими. На одном из них "патрулирующие" город мигранты проверяют паспорта у встреченных ими людей. На другом - намеренно сбивают кого-то автомобилем. На третьем - топчут ногами лежащее на земле неподвижное тело. На четвертом - топят человека в реке. Сбросили в ледяную воду и не дают выбраться, заставляя кричать: "Свободу Палестине"...

Впрочем, как вскоре выяснилось, гражданство Израиля тоже было не главным критерием. Через несколько дней, когда болельщики "Маккаби" уже были дома, в Израиле (для их эвакуации компания "Эль Аль" крупнейший национальный авиаперевозчик, организовала несколько экстренных рейсов), мигранты вновь устроили в Амстердаме беспорядки: поджигали трамваи и машины, разбивали витрины магазинов, запускали фейерверки, блокировали улицы. И теперь уже их претензии распространялись не только на обладателей израильских паспортов. Главный лозунг этой "акции протеста" звучал как: "Kanker - Joden" (в переводе с нидерландского: "Евреи - это рак").

Совокупность обстоятельств вполне позволяет назвать случившееся еврейским погром. Но правомерно ли сравнивать это с "Хрустальной ночью"? Сравнение, в общем-то, напрашивающееся. "Хрустальная ночь" № 1, известная также как "Ночь разбитых витрин" и как "Ноябрьские погромы", - массовая нацистская акция против еврейского населения Третьего рейха, пик которой пришелся на ночь с 9 на 10 ноября 1938 года. То есть история повторилась через 86 лет - почти день в день.

Есть даже версия, что амстердамские погромщики, действовавшие не менее слаженно, чем их исторические предшественники, специально приурочили свою акцию к годовщине "Хрустальной ночи". Что, в принципе, возможно, но все-таки маловероятно. Тогда пришлось бы заподозрить в организации "амстердамской ночи" и устроителей матча: иного повода для приезда в Амстердам тысяч израильских болельщиков не было. Да и сомнительно, что личности, рыскавшие вечером 7 ноября по улицам Амстердама в поисках евреев - на вид, судя по видеозаписям, совершенно не "обезображенные" интеллектом, - так уж хорошо знают историю Европы. Словом, скорее всего - просто совпало.

Но что касается самих событий, то общего между ноябрем 1938-го и ноябрем 2024 года действительно немало. "Вчерашний день - самый страшный из всех, какие мне довелось пережить, - писала в своем дневнике о событиях 86-летней давности Рут Майер, жившая в Вене еврейская девушка (в 1942 году она была депортирована в Освенцим и там погибла). - Теперь я знаю, что такое погромы, знаю, на что способны люди... Они избивали, хватали людей, крушили скарб в квартирах.

Мы все, землисто-бледные, сидели дома, а с улицы к нам приходили евреи, точь-в-точь как живые трупы. Сегодня я прошлась по тесным переулкам. Прямо как на кладбище. Все вдребезги разбито, еврейские магазины заколочены досками и брусом... Мы так беззащитны, они могут сделать с нами все, что заблагорассудится".

Еще один дневник еще одного свидетеля "Хрустальной ночи" - Михаэля Розенберга: "В половине четвертого нас разбудили удары, разбивавшие входную дверь... Никогда еще в моей жизни я так не дрожал, как услышав этот ужасный топот, когда они поднимались по лестнице и вошли в нашу комнату. Я уже простился с жизнью. Сначала нас выгнали из кроватей, и затем начался безумный вандализм. Шкафы, кровати, зеркало, стулья, подушки, стаканы, двери - все обратилось в неописуемый хаос из осколков, черепков, разодранной одежды и всего того, что еще находилось в спальне...

Позже в дом ворвалась толпа, ведомая гестаповцами, нас всех арестовали. Мы прошли, как сквозь строй, через дикую толпу, полную визжащих баб, и смогли спокойно вздохнуть лишь тогда, когда за нами захлопнулись ворота тюрьмы".

А это - воспоминания 94-летнего Курта Соломона Майера (в ноябре 1938 года ему было 8 лет, в то время он вместе со своей семьей жил в немецком городке Киппенхайме): "Было слышно, как на улице толпятся люди. Вдруг в наш дом через окна полетели камни. На чердаке стояла эмалированная ванна. Я с мамой побежал наверх, и мы спрятались под ванной, пока камни летели через окна в нашу квартиру".

Отец и дед мальчика были в ту ночь арестованы гестапо и отправлены в концлагерь Дахау. Остальная семья осталась в доме с разбитыми окнами. "Было холодно, мы услышали, как по разбитому стеклу идет мародер, - вспоминает Курт Майер. - Сосед прогнал его".

Различий, впрочем, тоже много. Во-первых, масштабы "Хрустальной ночи - 1" несравнимо больше: ноябрьские погромы 1938 года прошли по всей Германии, включая свежеаннексированные Австрию и Судеты. На порядок более высоким был и уровень насилия. В ходе тех погромов был убит по меньшей мере 91 человек, сотни - ранены и покалечены. Кроме того, около 30 тысяч - преимущественно мужчины - были задержаны и интернированы в концлагеря как "активные евреи". Уничтожены 267 синагог, многие сотни молелен, разгромлены 7,5 тысячи принадлежавших евреям магазинов, тысячи домов и квартир.

Ну а самое важное отличие: ту "ночь" - от и до - организовала власть. Это была часть государственной политики. Причем организация была на высшем уровне: не допускалось никакой самодеятельности.

"Разрешено проводить только те мероприятия, которые не представляют никакой угрозы жизни или собственности немцев (например, сжигать синагоги только в случае отсутствия опасности пожара для окружающей местности), - гласила телеграмма Рейнхарда Гейдриха, начальника тайной полиции Германии, разосланная накануне событий во всем местные отделения гестапо. - Магазины и квартиры евреев могут быть только разрушены, но не разграблены. Полиции надлежит наблюдать за этим и задерживать грабителей... Иностранные граждане - даже если они евреи - не должны испытывать затруднений".

Правда, что касается последнего пункта, отклонения от сценария все же возникли. Вот, например, выдержка из ноты, направленной генерального консулом Великобритании в Вене немецким властям 12 ноября 1938 года: "Г-жа Гертруда Даусон, британская поданная, сообщила мне, что вечером 10.11.38 около дюжины мужчин, некоторые в униформе СА другие в гражданской одежде со значками НСДАП, ворвались в ее квартиру и нанесли ущерб ее собственности. Г-жа Даусон утверждает, что ей помешали позвонить в консульство, заперев в одной из комнат. В это время они ломали ее мебель и ценные предметы..."

Цель этого и других подобных "мероприятий" была предельно четко сформулирована рейхсминистром финансов Шверином фон Кросигом на совещании по "еврейскому вопросу", созванном нацистским руководством через три дня после "Хрустальной ночи": "Нам следует пытаться делать все возможное, чтобы как можно большее число евреев покинуло страну".

Впрочем, различия, думается, все-таки не фундаментальны. Масштабы - дело наживное. Спустя несколько дня после событий в Амстердаме бельгийские СМИ распространили информацию об аресте в Антверпене нескольких молодых мигрантов, подозреваемых в подготовке нападений на членов местной еврейской общины.

До этого в социальных сетях появились призывы устроить акции, подобные прошедшей в Амстердаме. А министр юстиции Бельгии, Пауль ван Тигхельт, на встрече с представителями еврейской общины откровенно сказал, что случившееся соседней стране может вполне повторится и здесь.

Бельгией и Голландией зона риска отнюдь не ограничивается. "Это была демонстрация силы со стороны арабских головорезов, - комментирует случившееся в Амстердаме немецкая газета Bild. - Погром произошел по призыву. И он может произойти и в Германии. Уже больше года мы все, в том числе и наши политики, видим, что огромная группа людей в нашей стране открыто симпатизирует самым ужасным исламским террористам".

В общем, лиха беда начало. Да и начало ли? Скорее - продолжение. Еще несколько лет назад уполномоченный правительства Германии по борьбе с антисемитизмом порекомендовал немецким евреям не выходить на улицу в кипе - дабы не выдавать свою национальную принадлежность. 

В конце минувшего года к похожим призывом обратилась к своим членам еврейская община Мюнхена. "Будьте внимательны, ведите себя неприметно, избегайте пропалестинских демонстраций и открытого ношения израильских и еврейских символов", - гласит текст соответствующей рассылки.

А в Берлине с некоторых пор неизвестные и неуловимые "художники" рисуют граффити в виде звезд Давида на домах, где живут евреи. Как отмечает столичная полиция, таких случаев становится все больше. Подобные художества зафиксированы и в ряде других городов страны.

По данным германской Федеральной ассоциации исследовательских и информационных центров по антисемитизму, в минувшем, 2023 году, количество "антиеврейских инцидентов" в Федеративной Республике по сравнению с предыдущим годом скакнуло на 80 процентов - до 4782. "Масштабы антисемитизма пугают", - признает вице-канцлер и министр экономики ФРГ Роберт Хабек. - На нас лежит историческая ответственность, и антисемитизму, какую бы форму он ни принял, не должно быть места в Германии".

Кстати, немаленькая историческая ответственность лежит в этом смысле и на Нидерландах. Знаменитая Анна Франк, погибшая в немецком концлагере еврейская девочка, ставшая известной благодаря своему уцелевшему и изданному после войны дневнику, жила как раз в Амстердаме. Группу полицейских, которые нашли и арестовали Анну и ее семью, возглавлял немец, обершарфюрер СС Карл Зильбербауэр, но состояла эта команда "охотников за евреями" из голландцев.

В "решении еврейского вопроса" на территории этой страны местные коллаборационисты сыграли пусть не ключевую, не определяющую, но далеко не последнюю роль. "Мы подвели евреев Нидерландов во время Второй Мировой войны и подвели вас снова этой ночью", - признал король Нидерландов, Виллем-Александр, обращаясь к президенту Израиля.

В общем, второе отличие по большому счету, говоря шершавым языком улицы, тоже не канает. Да, на сей раз власть не организовывала погромы. Напротив - всемерно их осудила. Но, во-первых, преступлением может быть не только действие, но и бездействие. А во-вторых, именно действия европейских правительств привели к тому, что джихадисты, радикальные исламисты, почувствовали себя хозяевами улиц.

Об этом со всей прямотой пишет обозреватель Bild Филипп Пятов: "Вместо того чтобы принять меры, наше правительство списывает это на ближневосточный конфликт... Но то, что мы переживаем с 7 октября - резни 1200 израильтян палестинским ХАМАС - это не ближневосточный конфликт. Тысячи исламистов уже давно находятся здесь, в немецких городах. И только благодаря усилиям наших полицейских эту толпу держат под контролем. Если государство не изменит курс в миграционной политике, в борьбе с радикальным исламом и ненавистью к евреям, то эксцессы, который мы наблюдали в Амстердаме, вскоре может стать частью повседневной жизни".

Кстати, для справки: доля населения Амстердама с миграционными корнями - иммигранты и их потомки - составляет, по данным статистики, 55,6 процентов. Иными словами, коренные голландцы стали в официальной столице страны национальным меньшинством. Эти цифры лучше многотомных аналитических докладов объясняют, почему джихадисты ощущают себя здесь хозяевами. Да потому, что они есть хозяева. Или, по крайней мере, становятся ими. Потому что контроль над миграционной ситуацией в стране практически утрачен.

И тот факт, что "праведный" гнев "новых хозяев", устанавливающих "новый порядок", направлен сегодня преимущественно на лиц еврейской национальности, не должен успокаивать обывателей, в жилах которых течет исключительно "арийская" кровь.

Тем, кто рассчитывает отсидеться, приспособиться к новой реальности, стоит напомнить немецкого пастора Мартина Нимеллера: "Затем они пришли за евреями, и я молчал - потому что я не был евреем. Затем они пришли за мной..." Будьте уверены: рано или поздно и за вами придут.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29409 от 21 ноября 2024

Заголовок в газете: «Хрустальная ночь» над Европой

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру