Страхи, что второе президентство Дональда Трампа будет более экстремальным, чем его первое пребывание в Белом доме, усилились на фоне шквала выдвижений на высокие посты, которые оппоненты критиковали как переходящие от плохого к худшему, пишет The Guardian.
Недовольство некоторыми ранними выборами избранного президента переросло в возмущение после того, как стало известно, что ультраправый конгрессмен от Флориды Мэтт Гетц был отобран на пост генерального прокурора - должность, которую Трамп ранее называл самой важной в своей администрации.
Этот выбор вызвал недоверие даже у многих республиканцев и усилил опасения, что Трамп намерен провести массовые увольнения в Министерстве юстиции в отместку за уголовные расследования, которые оно инициировало против него.
Сообщается, что Трамп выбрал 42–летнего Гетца после того, как конгрессмен, который сам был объектом двухлетнего расследования Министерства юстиции по подозрению в сексуальной торговле, которое закончилось без предъявления обвинений, сказал Трампу: “Да, я пойду туда и начну рубить чертовы головы”.
Другие кандидаты на этот пост были отклонены как слишком озабоченные юридическими концепциями или конституционными тонкостями.
Тай Кобб, юрист Белого дома во время первого президентства Трампа, назвал выдвижение Гетца “большим провалом для Америки”. “Мэтт Гетц просто-напросто неквалифицирован... академически, профессионально, этически, морально и с точки зрения опыта”, - сказал он CNN на этой неделе.
В четверг Трамп назначил своего собственного адвоката Тодда Бланша заместителем генерального прокурора при Гетце – это вторая по значимости должность в министерстве юстиции. Бланш был бывшим федеральным прокурором в прокуратуре южного округа Нью-Йорка. По словам Трампа, другой член юридической команды Трампа, Эмиль Бове, будет исполнять обязанности главного помощника заместителя генерального прокурора и исполняющего обязанности заместителя генерального прокурора до утверждения Бланша.
Назначение Гетца последовало за двумя другими неожиданными назначениями: Тулси Габбард на пост директора национальной разведки и Пита Хегсета из Fox News на пост министра обороны.
Как пишет The Guardian, 43–летняя Тулси Габбард, бывший член Конгресса от Демократической партии, ставший республиканцем, будет руководить обширным разведывательным комплексом Америки, несмотря на прошлые обвинения в том, что она якобы является “российским агентом” или “озвучивает тезисы Кремля”. Ее выдвижение последовало за неоднократными обещаниями Трампа провести чистку руководителей разведки, которых он считает частью “глубинного государства”.
А 44-летний ветеран армии Пит Хегсет выступил против либерального руководства в армии. Его кандидатура была выдвинута после сообщений о том, что Трамп рассматривает возможность скорейшего издания указа о создании “военного совета”, уполномоченного рекомендовать отстранять генералов и адмиралов, которые, как считается, не обладают “необходимыми лидерскими качествами”.
А в четверг Трамп объявил, что он назначил борца с вакцинацией Роберта Кеннеди-младшего на должность министра здравоохранения и социальных служб, что позволит ему контролировать выполнение Закона о доступном медицинском обслуживании, Medicare и Medicaid.
Кеннеди, который поддерживал Трампа и проводил за него предвыборную кампанию после того, как отказался от своей собственной кандидатуры на пост президента от третьей стороны, зарекомендовал себя как влиятельный пропагандист необоснованных теорий заговора о вакцинах и других основных продуктах общественного здравоохранения, таких как фторирование воды, против которого он выступает. В 2023 году Кеннеди подвергся резкой критике за то, что во время мероприятия заявил, что, по его мнению, вирус Covid был “нацелен на то, чтобы атаковать белых и чернокожих” и пощадить евреев и китайцев.
В ходе предвыборной кампании Трампа он выступил под лозунгом “Сделаем Америку снова здоровой”, подчеркнув, что хронические заболевания являются главной проблемой. В свою очередь, Трамп пообещал “дать ему волю в вопросах здоровья”, что вызвало опасения у экспертов в области общественного здравоохранения по поводу влияния Кеннеди на администрацию Трампа.
В четверг Трамп объявил о выдвижении кандидатуры Кеннеди и нескольких других кандидатурах в кабинет министров. Он назначил Дуга Коллинза, бывшего конгрессмена от Джорджии, который защищал Трампа на его первом процессе по импичменту, министром по делам ветеранов, а Дина Джона Сауэра, который работал в юридической команде избранного президента, генеральным солиситором. Дуг Бургум, губернатор Северной Дакоты, которого Трамп когда-то рассматривал в качестве кандидата в президенты, возглавит министерство внутренних дел.
Некоторые наблюдатели расценили эти выдвижения как преднамеренный вызов республиканцам в Сенате, которые в среду избрали Джона Туна на место уходящего в отставку Митча Макконнелла на посту лидера Сената после того, как партия получила большинство в палате представителей 53-47 голосов на всеобщих выборах на прошлой неделе.
Сенат по Конституции несет ответственность за проверку назначений на руководящие должности в ходе слушаний по утверждению. Уже появились прогнозы, что Гетцу, в частности, будет трудно добиться одобрения.
Но Трамп призвал Сенат обойти такие слушания, позволив ему назначить перерыв в работе.
“Эти решения, похоже, направлены на то, чтобы привлечь внимание Сената”, – сказал Майкл Уолдман, президент Центра правосудия Бреннана - института права и политики – в интервью New York Times. “Они настолько ужасны, что представляют собой форму перформанса”.
Последние кандидаты отодвинули на второй план опасения по поводу назначенцев Трампа в области иммиграции - ключевой проблемы, на которую он обратил внимание, пообещав массовую депортацию примерно 11 миллионов нелегальных иммигрантов.
Том Хоман, бывший исполняющий обязанности директора иммиграционной и таможенной службы, придерживающийся жесткой линии, был избран главой пограничной службы, в то время как Кристи Ноэм, губернатор Южной Дакоты, которая заслужила дурную славу, признавшись, что застрелила собственную собаку, была выдвинута на пост министра внутренней безопасности.
Трамп выбрал еще более неумеренную фигуру, Стивена Миллера – разработчика политики раздельного проживания детей в семьях мигрантов во время своего первого президентства – в качестве заместителя главы администрации Белого дома по вопросам политики, в которую, несомненно, входит иммиграция.
Трамп также вызвал удивление своим выбором Майка Хакаби, бывшего губернатора штата Арканзас, на пост посла США в Израиле. Хакаби ранее выступал в защиту незаконных израильских поселений на международном уровне и заявлял, что у Израиля есть “документ о праве собственности” на Западный берег, который палестинцы хотят видеть частью будущего государства; он называет Западный берег его еврейским названием - Иудея и Самария.
Стив Уиткофф, партнер по гольфу, который был с Трампом в его гольф-клубе в Уэст-Палм-Бич во время второго неудачного покушения в сентябре, был выбран посланником по Ближнему Востоку.
Элиза Стефаник, представительница Нью-Йорка, чьи резкие расспросы об антисемитизме привели к увольнению двух женщин-ректоров университетов Лиги Плюща, будет послом в ООН, организации, которую она часто критиковала.
Некоторые кандидатуры относительно не вызывают споров, в том числе Марко Рубио, сенатор от Флориды, на пост госсекретаря, и Сьюзи Уайлс, ветеран республиканской деятельности и старший советник предвыборной кампании, на пост главы администрации Белого дома.