В Абхазии вечером 11 ноября вспыхнули протесты. Активисты пытались прорваться в здание Службы госбезопасности, а также заблокировали федеральную трассу и два моста, что отрезало страну от юга России. Дороги были открыты только к утру следующего дня.
Волнения начались на фоне принятия инвестиционного соглашения с Россией. Документ должен быть ратифицирован 15 ноября. «Соглашение позволит привлечь дополнительные российские инвестиции в экономику республики и, тем самым, будет способствовать развитию сельского хозяйства, обрабатывающего производства, туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха», — пояснил глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников.
Однако ряд активистов в стране посчитали, что российские предприниматели смогут чуть ли не захватить земли Абхазии. Катализатором протестов стало задержание 4 оппозиционеров, выступивших против принятия этого соглашения. 11 ноября парламент Абхазии принял закон о регулировании статуса многофункциональных комплексов на территории страны. После этого во дворе здания парламента возникла перепалка между противниками инициативы и депутатом парламента.
По данным Генпрокуратуры, группа лиц «совершила противоправные действия» в отношении депутата. По данным ТАСС, задержаны были четыре человека — бывшие депутаты парламента Гарри Кокая, Алмасхан Ардзинба, Рамаз Джопуа, а также активист Омар Смыр.
О произошедшем МК» рассказала доцент кафедры политологии и социологии АГУ Далила Пилия:
- Вчера в парламенте был принят закон о регулировании правового статуса многофункциональных комплексов на территории Абхазии. В это же время оппозиция в государстве считает своим долгом мониторить буквально каждый шаг властей. И, как правило, все подводится к тому, что действия руководства страны якобы разрушают статус и суверенность Абхазии.
Судя по неофициальным сообщениям, вчерашнее столкновение произошло из-за рукоприкладства по отношению к действующему депутату. По этому факту были задержаны несколько человек.
Сейчас говорят о том, что впервые в Абхазии спецназ применил такой метод задержания. Но отмечу, что это не было чем-то экстраординарным.
Однако это вызвало протесты у представителей оппозиции. Они собрались сначала рядом со зданием Службы безопасности, требуя освободить задержанных, потом перебрались на площадь Свободы, а затем приняли решение блокировать автодорожные подступы к городу Сухум.
- Как это повлияло на ситуацию?
- Они перекрыли основную и дополнительную трассы, связывающие Сухум с Сочи. И самое основное – заблокировали восточную Абхазию, которая соединяется с Сухумом через реку Кодор. Это вызвало серьезное возмущение среди населения. Людям необходимо ехать по различным делам, например, в аэропорт или больницы, а связывающие дороги оказались перекрыты.
На ситуацию также отреагировал министр здравоохранения, который назвал эти действия неправомерными, поскольку люди могут нуждаться в срочном обращении в медицинские учреждения.
Не будем забывать и о том, что сейчас идет сезон мандаринов и, соответственно, были остановлены фуры, которые заезжают в Абхазию с юга России. А это бьет по абхазским фермерам.
Приходится констатировать, что оппозиция, конечно, должна быть дееспособной, но ее основной целью не должен становиться мониторинг буквально каждого шага президента или правительства. Если бы они просто высказывали критику, то это не вызвало вопросов. Но пока получается так, что чуть что – так сразу митинг. Эти внутренние разногласия ничего хорошего не дают государству.
- Какая сейчас обстановка?
- Было обращение президента республики Абхазии Аслана Георгиевича Бжании о том, что ситуация находится под контролем, дороги освобождены. То есть жизнь продолжается. Сегодня этот инцидент обсудили в Совете безопасности, ожидается совещание общественно-политических организаций.
Служба безопасности и Народное собрание выполняет свои функции. Все общественно-политические организации заняты урегулированием и налаживанием добрососедских отношений между различными группами людей. Для такой небольшой страны, как Абхазия, подобные оппозиционные выпады лишь действуют во вред государству.
Напомню, противостояние оппозиции и власти берет свое начало еще с 2000-х годов. К сожалению, люди, которые сегодня возглавляют оппозицию, ранее сами работали в парламенте и кабмине. Не будем забывать, что политической системе Абхазии всего 30 лет. За такой срок нельзя построить безукоризненную систему управления государства, даже просто в силу времени. Но она обязательно будет. И, как мне кажется, требовать ее путем митингов – это не самый лучший вариант.