Как сообщает западное издание The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на источники, в план прекращения конфликта входят два пункта. Первый — заморозка конфликта по линии соприкосновения, при этом по всей ее протяженности объявляется демилитаризованная зона. Однако кто и как будет обеспечивать безопасность в этой зоне — неизвестно. Второй — Украина отказывается от своих планов по вступлению в НАТО как минимум на 20 лет, за что США продолжает поставлять ей оружие.
WSJ отмечает, что это похоже на то, как решение конфликта описывал в сентябре избранный вице-президент Джей Ди Вэнс. Тогда в одном из интервью он рассказывал, что они видят такой сценарий завершения конфликта: россияне сохранят освобожденные земли, вдоль нынешних линий фронта будет создана демилитаризованная зона, а украинская сторона будет сильно укреплена оружием, чтобы не допустить продолжения боевых действий. Москва же, по его словам, получит гарантии невступления Украины в альянс. «Она не вступает в НАТО, не вступает в какие-либо союзнические институты», — сказал Вэнс.
На Украине сразу появились противники этого варианта мирного урегулирования. На удивление, громче всех высказался экс-президент Украины Петр Порошенко. Он решил отметить «красные линии, которые есть не только на Украине, но и во всем свободном мире». Среди этих «красных линий» - отказ от компромиссов по территориальной целостности Украины, по ее суверенитету и независимости и отказ от ограничения ВСУ. «Нам нужно убедить президента Трампа, что никакая альтернатива завершения конфликта не может состоять без членства Украины в НАТО», - подчеркивает Порошенко. Как отмечает украинское издание «Страна», Порошенко, фактически, призывает закончить войну по линии фронта с сохранением государственности оставшейся части Украины в нынешнем виде, а также с перспективой вступления в НАТО, не признавая законный статус освобожденных Россией территорий.
Тем временем Зеленский пока не так смел в высказываниях. В своих социальных сетях он заявляет о том, какой «чудесный» телефонный разговор вышел у них с Трампом. «Отметил его семью и команду за их прекрасную работу», - рассказал глава Украины. Он также подчеркнул, что они с Трампом «договорились поддерживать тесный диалог» и развивать сотрудничество между Киевом и Вашингтоном. При этом источники из Офиса президента уже сообщили, что разговор был очень быстрым и очень формальным. Трамп сказал Зеленскому, что надо искать дипломатические пути решения конфликта, на что глава Украины напомнил про свою «формулу мира», в реализации которой могла бы помочь новая администрация. Трамп же это заявление проигнорировал. На том разговор и закончился.
Конечно, здесь есть очевидное противоречие и с позицией России по тому, как должен быть завершен конфликт. Самое главное противоречие заключается в том, что в РФ, согласно Конституции, входят ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области. При остановке боевых действий по линии соприкосновения часть этих регионов останется «за бортом». Кроме того, факт того, что Украину будут накачивать оружием после «завершения» конфликта не приведет ни к чему иному, кроме как к его продолжению после нескольких лет передышки. Поэтому одно из требований России — демилитаризация Украины.
Публикацию The Wall Street Journal прокомментировал Дмитрий Песков. Он заявил, что она носит абстрактный характер, и «это похоже на план The Wall Street Journal по Украине». Такая осторожность играет нам на руку. Ведь украинцы вполне могут сами себя «потопить» высказываниями, которые мы уже услышали от Порошенко. Судя по подобострастному тону Зеленского, это понимает и сам глава Украины, однако не факт, что его хватит надолго: мы все наслышаны о его так называемой «эмоциональной дипломатии».
Как отметил политолог Александр Дудчак в разговоре с «МК», заявлением о «красных линиях» Порошенко решил просто напомнить о себе. Зеленский же в обозримом будущем будет пытаться максимально «фильтровать» свои высказывания:
«Высказывания Порошенко — это просто попытка напомнить о себе и попытка в организации возможной смены власти на Украине, потому что личной ценности Зеленский не имеет ни в глазах Байдена, ни тем более в глазах Трампа. Многие хотели бы сесть на его место, и тогда бы Порошенко мог использовать свои таланты переговорщика. Поэтому Зеленский сейчас будет тщательно фильтровать свои тексты, будет пытаться понравиться Трампу и не раздражать его. Он боится за свою шкуру, и у него есть для этого основания. Однако в целом политика по отношению к Украине же вряд ли сильно изменится — это попытка выдать желаемое за действительное. Просто лозунги и способы финансирования Украины несколько поменяются».