- Если большинство населения Молдовы против Санду, то почему мы не видим массовых протестов против фальсификации выборов?
- Мы помним 2009 год, когда Запад фактически совершил государственный переворот в Молдове, используя уличные протесты. Резонный вопрос: почему в 2009 году посольству США удалось это сделать, а в 2024 году ничего подобного сделать не получается? Во-первых, носителями технологий цветных революций являются американцы и их европейские партнеры. У них это получается, они это умеют делать. Второй момент. «Глубинный молдавский народ» проголосовал за Молдову, он отверг курс на румынизацию, на европеизацию страны, потому что увидел в этом угрозу своим традициям и ценностям. Но проголосовать против Санду и биться за своего кандидата на улицах – это две истории параллельные, но все-таки разные. У Стояногло внутри республики почти 52%, то есть это подавляющее большинство. Его отрыв от Санду был бы еще выше, если бы не позиция мэра Кишинева Иона Чебана, который, используя админресурс, нагнал в столице 57% за Санду. При таком раскладе, конечно, сторонники Стояногло, среди которых сконцентрирован протестный электорат как таковой, могли бы сейчас выйти на улицы и протестовать, заблокировать центральные площади, заблокировать правительственный квартал, потому что у них пытаются украсть победу. Ведь всем понятно, что в западных диаспорах была фальсификация, что российской диаспоре не дали проголосовать. Но для уличных протестов нужны лидеры. В этом слабость текущей молдавской оппозиции: там пока не видно лидеров протеста, это огромная беда и проблема. Если появятся лидеры протеста, то они поднимут эту огромную массу людей, которые сметут режим Санду.
- Мэр Кишинева – это такой предатель, который прежде был с социалистами, а теперь перебежал к правым?
- Чебан был социалистом, но он очень тесно связан с посольством США, с румынскими кругами, в его семье есть близкие родственники, которые являются идейными унионистами, сторонниками объединения с Румынией. Поэтому он полностью отыграл в пользу Санду.
- Если бы в какой-то европейской стране попытались вот так украсть победу, то там уже бы толпы людей бушевали на центральных площадях.
- Молдавский политик Оазу Нантой в свое время на вопрос о том, почему молдаване не протестуют, сказал: «Мамалыга не взрывается». У каждого народа есть свой менталитет. Молдаване – это народ-труженик, народ культуры, творчества, искусства, там прекрасные музыкальные, танцевальные коллективы, кинематограф, композиторы, писатели. Но это не народ-революционер. Там нужны лидеры. Будут лидеры – будет протест.
- В первой половине 2025 года (не позднее 11 июля) в Молдавии должны пройти парламентские выборы. Что они означают для страны и удастся ли Санду закрепить на них свой успех?
- Должность президента в Молдове оправдывает себя, если твоя партия доминирует в парламенте. Потому что тогда ты формируешь правительство и у тебя есть полнота власти. Если же парламент находится в руках других партий и они формируют правительство, то должность президента превращается в номинальную. То есть президент будет только встречать и провожать делегации и делать заявления. Поэтому для Санду крайне важны выборы в парламент. На мой взгляд, Санду надо расценивать как «хромую утку». Как в свое время Катон Старший все время повторял: «Карфаген должен быть разрушен», так надо везде говорить, что Санду – не президент для Молдовы. Санду – президент для Милана, Парижа, Рима или Лондона, но не для Молдовы. Она проиграла. Оппозиция должна быть в этом крепка, должна постоянно показывать, что она одержала победу в своей стране, и на этом протестном электорате двигаться в сторону парламентских выборов. Если мы сохраним тенденцию, которая обозначилась сейчас, то у партии Санду PAS («Действие и солидарность») мало шансов взять большинство. А у оппозиции этот шанс будет. Но есть такой момент.
- Чем проамериканские силы отличаются от антиамериканских в любой постсоветской республике?
Тем, что проамериканские силы работают как во время выборов, так и в промежутках между ними. Я опасаюсь, что сейчас, когда отгремели президентские выборы, евроатлантические силы проанализируют свои ошибки и начнут их исправлять. А мы будем ждать лета. И к лету снова будет объявлена экстренная мобилизация патриотических сил Молдовы, чтобы противостоять Западу. Так не получится. Эти президентские выборы уже сейчас должны плавно перетекать в парламентскую кампанию. Надо организовываться, структурироваться, для молдавской оппозиции нужны какие-то новые смыслы. И тогда Санду проиграет. Один из важнейших аргументов в пользу возможности победы над Санду – это ее огромный антирейтинг: более 60%. Я подозреваю, что за зиму этот антирейтинг достигнет 70%. Это сыграет в нашу пользу.